№56 (6360) от 01 августа 2025

Виды Северной Пальмиры и других прекрасных мест представлены на выставке «Из Петербурга с любовью» в «Галерее в центре»

В это странное среднерусское лето с его тропической жарой и тропическими же ливнями так хочется иногда хоть на полдня вырваться в прохладу Санкт-Петербурга. Постоять на берегу пустынного Финского залива, глядя, как волны омывают камешки и цветные стекла, побродить вдоль каналов, проинспектировать парадный строй домов на Невском, посидеть с пирожным и кофе в популярной сети кондитерских, наблюдая людской поток через витрины…

Но если такой возможности нет – можно полюбоваться работами художников или фотографов северной столицы: сейчас в Рязани работает сразу несколько выставок из города на Неве. Одна из них, коллективная, открыта в «Галерее в центре». Куратор Александра Радушинская из Санкт-Петербурга пригласила художников представить свою графику рязанцам.

Основу экспозиции составили акварели прекрасного мастера Анатолия Анненкова. Анатолий Сергеевич в 1988 году окончил академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина, где учился в мастерской монументальной живописи у А.А. Мыльникова. С 1990 года – член Союза художников России, участвовал во многих российских и международных выставках, в том числе в Германии, США, Франции, Швейцарии, Финляндии, Китае, ОАЭ. Работы художника находятся в европейских и российских коллекциях, в том числе в собрании Мариинского театра.

Акварели Анатолия Анненкова лиричны, пусть иногда минорны по звучанию. На многих работах улицы, здания Петербурга возникают словно видение, словно призраки из сырого воздуха, измороси и тумана – вне времени и пространства. Такими их могли видеть Гоголь и Достоевский, такими можем увидеть и мы.

Над Нарвскими воротами несутся шальные облака, на Невском люди бегут по мокрой проезжей части, в которой отражаются сиренево-фиолетовые тучи… Но близится вечер, постепенно зажигаются окна и первые лимонно-зеленоватые фонари на проспекте, в свете которых проявляется рыжина осенних деревьев.

А иногда мы смотрим на город сверху, глазами птиц – или ангелов: на омытую дождём стрелку Васильевского острова, на спящий в снегу Спасо-Преображенский собор. У художника немало зимних пейзажей – и Александро-Невская лавра, и репинские Пенаты, и Гатчинский дворец, и Псково-Печерский монастырь.

Анатолий Анненков на этой выставке представляет как Петербург и его окрестности, так и европейских братьев и сестёр города на Неве – пусть двоюродных, троюродных… Но во многом похожих. Величественный Париж с мостом Александра III над закатной Сеной в оранжевом свете и собором Нотр-дам де Пари над цветущими малиновым цветом деревьями. Венеция с её удивительно прозрачным, акварельным воздухом, вилла Боргезе в Риме – в тёплых, охристых тонах, другие места Италии.

А рядом работы, созданные в Китае и Индии. На них тоже – мировые архитектурные шедевры, но видно, что автор не изображает подробности – «кирпичики», его интересует вневременная среда. Или, как говорили римляне, genius loci – гений места…

Совершить путешествие с Анатолием Анненковым и другими петербургскими художниками на выставке (0+) в «Галерее в центре» на улице Чапаева можно будет до сентября.

Елена Ступина
Фото автора

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое