Мультпотенциалы: кто они?


36

Почему больше не надо выбирать призвание на всю жизнь?

Кем ты станешь?» – спрашивали меня в детстве. Такой вопрос принято задавать детям и сегодня, ведь у нас до сих пор считается, что профессиональный путь человека предопределен его выбором в юности. Но теперь мы живем в очень быстро меняющемся мире, где дипломы отошли на второй план, а построить карьеру можно сразу в нескольких отраслях, часто не связанных между собой.

Балерина или блогер?

От подростка уже лет в 14–16 требуют точного ответа, кем же он решил стать и в какой вуз пойдет согласно этой цели. Помните профориентационные тесты, призванные помочь выявить склонность к какой-то одной сфере деятельности? Да и сдача ЕГЭ, чего уж там таить, напрямую зависит от того, какой вуз выбрал сам ребенок или его родители. А потом, окончив университет и придя на рабочее место, мы вдруг сталкиваемся с тем, что нас начинают оценивать как учителя, юриста или музыканта. То есть по выбранной профессии. Что стоит за нею – наши интересы, вкусы, чаяния, – уходит на второй план.
Да и мы сами, живя в мире фильмов о профессионалах, которые ставят себе высокие карь­ерные цели и добиваются их, в мире многочисленных коучей, которые учат, как добиться высоких результатов (а точнее, заработков) в выбранной профессии, легко приходим к убеждению, что нужно найти одно-единственное призвание и всю жизнь целенаправленно двигаться только в этом направлении. Балерина-блогер кажется нам позером, пытающимся набить себе цену. Ведь нас с детства учили чему? Если хочешь преуспеть в чем-то, сосредоточься на этом и не трать время на лишнее.
В Италии эпохи Возрождения, в XVI–XVII веках, было в ходу слово «полимат», обозначающее человека широкого круга знаний, на основе которых он решает какие-то проблемы и делает значительный вклад хотя бы в одну из сфер, которыми интересуется. К полиматам относят, например, Леонардо да Винчи – художника, инженера, писателя, изобретателя и музыканта. В психологии и образовании есть близкий «полимату» термин «мультипотенциал». Это человек, который в условиях благоприятной среды может по своему выбору развить до высокого уровня столько компетенций, сколько захочет. Проще говоря, это кто-то, кто в силу интереса, возможностей и способностей значительно развивается более чем в одной сфере и потенциально может сделать из этого несколько разных успешных карь­ер. Или не сделать, что тоже нормально.

Портрет мультипотенциала

Вчера он был редактором известного бизнес-издания, а сегодня вдруг стал художником. Или вчера был успешным бизнесменом, а сегодня представляет свой режиссерский кинодебют. При этом мультипотенциала нельзя обвинить в том, что у него что-то не получается: он погружается на все сто процентов в то, что ему интересно, и прикладывает максимум усилий, чтобы преуспеть в новом деле. Интересы мультипотенциала не обязательно сменяют друг друга, они могут возникать одновременно, так что он может развивать две и более карьеры единовременно.
Пример – Михаил Ломоносов. По утверждению российского бизнес-тренера Ольги Якимовой, он был одним из самых ярких мультипотенциалов в российской истории. Великий ученый равнозначно увлекался и делал научные открытия в области химии, физики, астрономии, интересовался историей и литературой, написал огромное количество од.

Сама Ольга владеет 30 профессиями и на личном опыте убедилась, что мультипотенциальность – путь к успеху и уверенности в будущем.
– Почему важно быть мультипотенциалом в современном мире? Во-первых, когда вы владеете большим количеством разных профессиональных знаний, умений и навыков, вы обладаете огромной степенью свободы. Вы можете выбирать, чем вам заниматься, в какой компании работать, в какой должности. Во-вторых, вы уверенно смотрите в будущее: вне зависимости от того, «отомрет» ли на рынке труда профессия, которая будет автоматизирована, или другая, которую заменит искусственный интеллект, в вашем арсенале останутся еще третья, пятая или десятая профессии. Еще один из плюсов мультипотенциальности – отсутствие профессионального выгорания, так как риски заскучать или потерять интерес сводятся к минимуму.

Требование времени и требования работодателей

– Продолжительность жизни растет, смена видов деятельности – уже не вопрос нашего с вами выбора. И судя по тому, как развивается наш мир, вы либо будете мультипотенциалами, либо вам будет все сложнее и сложнее реализовать себя в этой жизни, – утверждает Ольга.
И добавляет, что не стоит путать мультипотенциальность и поиски себя. Полиматы – это люди действия. Они не просто ищут себя в теории, они ищут и находят себя в практике. Хотя им довольно сложно бывает сделать выбор в жизни: когда перед тобой целая палитра собственных навыков и умений, очень сложно определиться в главном – решить, где работать.
При устройстве многогранным людям тоже бывает довольно сложно. Не все работодатели готовы брать мультипотенциалов на работу – в нашей стране все еще главенствует стереотип выбора профессии раз и на всю жизнь.
– Но с каждым днем работодателю становится все очевиднее, и в этом я убеждаюсь как бизнес-тренер, что работник должен быть разносторонне развит. Тот же программист сегодня, занятый в IT-сфере, должен владеть словом, писать статьи и тексты, посты в соцсетях, уметь публично выступать, делать презентации. Иначе будет неконкурентоспособен, а значит, будет неконкурентоспособна и компания, которую он представляет.
Как же развивать мультипотенциальность? Ольга дает совет: всегда говорите «Да!» на дополнительные поручения работодателя. Если для этого требуется выйти за рамки своих должностных обязанностей – выходите, предлагайте сами те или иные варианты развития вашей карьеры.
– Для Михаила Ломоносова его мультипотенциальность была не просто способом и смыслом жизни, но и спасала ему саму жизнь, – подчеркивает Ольга Якимова. – Давайте и мы будем ее развивать.


Комментарий

Анатолий Тверитнев, преподаватель, переводчик, активный горожанин и пользователь социальных сетей:

В современном мире диплом нужен только в том случае, если в профессии, которую выбрал себе человек, без него работу не найти. В медицине или авиации без диплома сложно. Тут он необходимый элемент для встраивания в систему.
Но, к примеру, я – преподаватель английского, работаю частным образом, и за все годы меня попросили продемонстрировать диплом всего лишь раз. Да, диплом мне дает возможность в школу преподавателем устроиться или в вуз, но я этого не делаю. Так у меня нет начальников, есть свобода творчества, мой доход выше.
Работу по выбранной профессии можно с какой-то еще деятельностью совмещать, но вторая будет как хобби. Я долгое время совмещал работу и ведение городских сообществ в соцсетях, услуги по интернет-маркетингу. В итоге не было ярких успехов ни в одном из направлений. А вот когда стал преподавать и начал на этом концентрироваться, дело лучше пошло. Тем не менее сейчас у меня есть паблики в соцсетях, которые несложно вести, и это дополнительный «страховочный» доход и возможность бесплатно рекламировать себя. Поэтому считаю, что совмещать разные направления деятельности стоит для того, чтобы был «план Б» в жизни.