В семьях артистов Рязанской филармонии знают, как развиваться творчески и оставаться интересными друг для друга
Все счастливые семьи похожи… А что если это семья из десятков человек, где неразрывно связаны полет фантазии, труд, дружба и любовь? Именно так живет областная филармония. За 80 лет ее существования творческие работники создали множество крепких семей. 4 марта состоится большой концерт в честь 80-летия филармонии. Самое время познакомиться с парами, для которых филармония – главное место в жизни.
Владимир и Елена Межоновы, танцоры труппы Рязанского народного хора
Они (на главном фото) родились в Калуге, но росли очень по-разному. Елена занималась хореографией с пяти лет и в Калужский колледж культуры поступала осознанно. Владимир просто забрел туда с другом. «Мы уже шли в отделение духовых инструментов, но нас перехватил заведующий кафедрой хореографического отделения: парней там всегда не хватает», – смеется Владимир. На занятиях он встретил будущую жену. Когда Елена после окончания колледжа решила поехать на пробы в Рязань, он отправился поддержать ее. Так молодая пара стала частью труппы хора.
Работа занимает основное время супругов, а Елена еще и преподает. Она балетмейстер в детской хоровой студии при Рязанском народном хоре. Все ребята трудятся с большой самоотдачей, считает Елена: «Порой хочется подурачиться, и все же творчество их захватывает. Ведь нужно показывать народный говор, самим играть на народных инструментах, танцевать…».
В детской хоровой студии поет и дочь Межоновых – семилетняя Милана. Родители довольны, что девочка всесторонне развивается и чаще видит маму и папу. Редкие выходные семья проводит вместе или встречается с друзьями в Калуге и Рязани. А главная их большая семья – Рязанский народный хор, который вместе и в будни, и в праздники.
Ирина и Виктор Кораблевы, танцоры труппы Рязанского народного хора
Музыканты днем – педагоги вечером. Так живет эта пара. Если бы не филармония, два человека, влюбленных в танцы, могли бы и не встретиться. Ирина родом из Владимира, Виктор – из Новомичуринска Пронского района. Ирина танцевала с дошкольного возраста, а в колледже увлеклась народными танцами. «Преподаватели привили нам любовь к традициям», – вспоминает она. Ее муж перепробовал в своей школе искусств все танцы, включая народные. Руководитель был главным балетмейстером Рязанского народного хора и пригласил способного ученика на отбор.
В выходные и отпуска супруги спешат к родителям. Те очень скучают и нередко сами приезжают к детям на концерты. Работа занимает почти все время семьи, и на вопрос, как сохранять взаимопонимание, они отвечают: «Уметь уступать». «Я вспыльчивый, а Ирина всегда помогает мне успокоиться», – добавляет Виктор.
После репетиций муж и жена едут в поселок Строитель, где ведут занятия в театре танца «Жемчужинки» на базе детской школы искусств №3. Постановки Кораблевых основаны на фольклорных мотивах Рязанщины. За танец «Таракан» – отражение обряда «мушиных похорон» Шацкого района – «Жемчужинки» получили в 2018 году первый приз конкурса Рязанского народного хора.
«К нам многие просятся в команду, но они еще не знают, какой у нас с мужем характер», – смеется Ирина. Есть и другая проблема: большинству детей неудобно добираться в Строитель. Но главная – отношение к танцорам-мальчикам. «В поселке ребятам интереснее заниматься спортом или просто гоняться по улицам. А если мальчишка искренне хочет танцевать, его дразнят, – признаются Кораблевы. – Некоторые наши бывшие ученики вспоминали, как после занятий бежали на остановку, чтобы их не увидели! Стереотипы сложно изменить, даже популярные шоу не помогают. Нужно продвигать исконную культуру, показывать, каким зрелищным бывает народный танец. Тогда этим заинтересуется больше детей, и наши традиции сохранятся».
Виталий и Марина Панины, контрабасист и скрипачка Рязанского губернаторского симфонического оркестра
Как переквалифицироваться из рок-музыканта в оркестранта? Легко, считает Виталий Панин. В юности студент Рязанского музыкального училища увлекался тяжелой музыкой и учился играть на бас-гитаре, но затем переключился на классику. Тем не менее эстрадные навыки пригодились: Виталий выступает еще и с оркестром Муниципального культурного центра.
Супруга Виталия, Марина, приехала в Рязань из Саратова, где окончила консерваторию. Одна из ее подруг «перевезла» в оркестр однокурсников, и они образовали камерный ансамбль, известный сейчас как «Солисты Рязани». Теперь артистка выходит из декрета: двухлетняя дочка Кристина начала ходить в детский сад. Супруги дружат с парой виолончелистов Воробьевых: они поженились примерно в одно время, живут рядом и отдали дочерей в один детсад.
«Наша работа – любимое дело, за которое еще и платят, – с улыбкой говорит Виталий. – Программы постоянно меняются, поэтому работать интересно. Мы все – большая семья: в коллективе на подходе еще несколько свадеб. Даже маэстро Сергей Оселков познакомился с будущей женой в оркестре!»
Павел и Раиса Воробьевы, виолончелисты Рязанского губернаторского симфонического оркестра
В стремлении к новым высотам человек искусства не боится расстояний и сложных задач. Павел Воробьев рос и учился в Волгограде, а затем работал в местном симфоническом оркестре. Когда артист задумался о следующем этапе в карьере, волгоградским коллегам позвонил художественный руководитель Рязанского губернаторского симфонического оркестра Сергей Оселков. Павлу предложили не только играть в оркестре Рязанской филармонии, но и стать концертмейстером в группе виолончелей. На первой репетиции была и Раиса. «Хотел произвести впечатление на коллег как профессионал – так и познакомились», – улыбается он.
Артисты репетируют каждый день с 10.00 до 14.00, а в остальное время занимаются сольно, работают с нотами. «Музыканты оркестра должны поддерживать себя в форме, чтобы показывать высокий уровень мастерства», – уверен Павел. Двухлетняя дочь Воробьевых Мария по-детски интересуется инструментами родителей. Но мать с отцом считают, что ребенок должен искренне захотеть учиться музыке, так что пока рано говорить, кем дочь станет.
В этой семье принято во всем поддерживать друг друга. Сейчас отец семейства играет в оркестре и в ансамбле «Солисты Рязани», где до декрета выступала жена. «С грудным ребенком тебе не до творчества, – признается Раиса. – Когда Маша подросла, я начала заниматься, а муж оставался с дочкой. Теперь возвращаюсь к постоянной работе». Супруги называют себя тандемом, где один всегда чувствует другого. И такой принцип помогает мелодиям их жизни звучать полно и чисто.