Мы упертые, мы справимся!


250

В деревне Земледелец Чучковского района вот уже 80 лет на своей пасеке трудится семья Кучаевых

До ближайшей цивилизации – 10 километров. Здесь нет сельского хозяйства, а значит, и удобрений. Здесь в изобилии растут дикие медоносы, а пчел не обрабатывают антибиотиками. В этих местах в больших количествах произрастает липа, которая при благоприятных условиях с гектара сплошного насаждения дает до тонны нектара, из которого отец и сыновья Кучаевы и получают свой ЧЕСТНЫЙ мед.

О пасеке и производстве, о победах и проблемах сельхозбизнеса мы разговариваем с Юрием Кучаевым, частным предпринимателем, который вывел семейное дело на новый уровень развития.

Три в одном

Беседуем с Юрием на «Спожинках», хотя он сам и представители его бизнеса – нечастые гости на фестивалях и ярмарках. Спрашиваю:
– Почему?
– Очень много мероприятий сегодня проходит как в городе, так и в стране. На все не поедешь – работать нужно. Причем не только на пасеке, но и в сети. Все продажи сегодня именно там. Стоять за прилавком – смысла нет. Год отработали в офлайне на одной точке, подбили итоги, оказалось – невыгодно. Ниша для пасечников довольно узкая. Это сезон, в который пасечник продает свой мед банками на рынках или по знакомым. Именно этим занимались мои деды-прадеды, основавшие еще в 1938 году свою пасеку. С конца 80-х в бизнесе и мой отец, человек очень честный и открытый. Но, повторю, пасечников в области много, как и предложений по меду. Поэтому я и стал искать такие решения в продажах, которые помогли бы выйти нашему семейному бизнесу на большую маржинальность. Помогли 10 лет работы руководителем в крупной компании по производству продуктов питания. Изучил цепочку создания ценности – от производства до попадания товара в руки потребителя. Задумался, как маштабировать бизнес, и понял: нужна некая подарочная модель. Обыденные подарки всем надоели, а продуктовые дары только набирают свою популярность. Это сегодня востребовано людьми. К тому же мед хорош тем, что два года может лежать и не портиться. Вот и получается, что мед в качественной красивой упаковке – это и оригинальный подарок, и вкусно, и полезно.

Создать добавленную ценность

На прилавке, за которым мы с Юрием ведем диалог, выставлены «бочонки» с медом, многочисленные деревянные оригинальные «упаковки» с логотипами известных рязанских и московских крупных холдингов. Беру в руки подарочную «книгу» с изображением Есенина. Внутри деревянной упаковки – несколько баночек с медом, минирамка, свеча из вощины и листок со стихотворением поэта.
– Чтобы сделать товар дороже, – поясняет бизнесмен, – необходима красивая упаковка. Мы нашли таких производителей, сами разрабатываем дизайн. Вот, например, «гайка» – эту упаковку сделали специально для Рязанского завода высокопрочного крепежа. Есть корпоративные подарки для ТЭЦ, атомной электростанции. И даже для горнодобывающей компании. У себя в Челябинской области представители последней не нашли поставщиков оригинальных подарков, а наш отдел продаж сумел на них выйти и решил их проблему. Мы наносим логотип компании, иногда даже не указывая свой собственный. То есть мы решаем проблему клиента, и прибыль от одной такой сделки в несколько раз может превышать прибыль от продажи обычного меда.

Ложка дегтя

Как утверждает Юрий, корпоративные подарки стали основным направлением работы ИП. Пчеловоды предлагают потребителю конечный продукт – набор из меда, варенья, иван-чая, который, кстати, собирают сами. Готовы и шоколад вложить в такой «презент», подключив к выпуску продукцию рязанских производителей. Есть только тут загвоздка. Спрос на сегодня, как утверждает Юрий, больше, чем предложение.
– Нам уже не хватает объемов. Отрасль пчеловодства очень специфична. Нас много – производителей меда, но все мы – довольно мелкие предприятия. А чтобы нарастить объемы продаж, нужны инвестиции. Региональный минсельхоз предлагает начинающим фермерам грантовую поддержку. И мы попытались поучаствовать в этой программе. Понравилась членам комиссии по отбору и наша презентация, и концепция развития, и сам продукт. Но… В гранте нам отказали. Я прекрасно понимаю, что государство в первую очередь поддерживает такое приоритетное направление развития в сельском хозяйстве, как выращивание крупного рогатого скота. Но мы – пасечники и разводить коров не собираемся. Хотим продвигать свое любимое дело и свою область как край пчеловодства. Хотим напомнить всем, что именно у нас в области действует НИИ пчеловодства. Хотим внести лепту в создание и развитие бренда Рязани. Поэтому будем опять выходить в минсельхоз и регистрироваться как участники. Мы упорные ребята! ИП-КФХ уже зарегистрировали. Купили трактор и землю, что даст дополнительные баллы при рассмотрении проектов начинающих фермеров.
Нас очень активно поддерживает областной минэк: выделены субсидии на создание ролика о нашем производстве. Активно участвуем в обучающих программах этого ведомства. Очень хочется, чтобы и с региональным минсельхозом сложились столь же тесные отношения.


Точка зрения

Юрий Кучаев:

– Мы хотим не просто продолжать семейное дело, мы хотим прославлять имидж рязанского пчеловодства и сегодня готовы объединяться, кооперироваться с пчеловодами области.


Пора выходить на экспорт

Пока стоим на точке, к палатке, где представлен мед Кучаевых, подходят покупатели. Многие обращают внимание на упаковки, на которые нанесена символика Рязани – Новогодней столицы России-2019. Юрий поясняет:
– Городские власти пошли нам навстречу: мы попросили разрешения реализовывать свою продукцию как один из гастрономических брендов Рязани и предстоящего праздника и получили разрешение. Нам еще предстоит разработать и создать новую яркую упаковку для продвижения нашего совместного продукта – рязанского меда. Но мы уже думаем еще на шаг вперед, о реализации его за границей.
На деловых встречах, которые проходили в дни Форума древних городов, было немало предложений по реализации меда, например в Африку или Китай. Но на этом пути предстоит решить несколько проблем. Первая – за рубежом очень трепетно относятся к любой пищевой продукции. Наш мед на границе с Китаем чаще всего не пропускают, так как он не соответствует тем требованиям, что предъявляют к товару китайцы. Наши пчеловоды, например, активно при болезнях пчел используют антибиотики. Что недопустимо за рубежом, а по нашим ГОСТам их содержание не проверяют. Мы в своем товаре уверены, поэтому сегодня при поддержке минэка оформляем международные органический, эко- и биосертификаты, международный сертификат ISO 22000. То есть документально готовимся к выходу на экспорт. А затем перейдем и ко второму шагу: если не за счет расширения конкретно нашего производства, то за счет объединения пчеловодов и кооперации попробуем нарастить объемы меда, с которыми можно будет выйти на зарубежного покупателя. Сегодня механизм кооперации не сильно проработан, и на этом пути нам надо немало задач и проблем решить. Но мы нацелены на результат и планомерно объединяем рязанских пчеловодов вокруг себя.