Рязань отметила 30-летие международного фестиваля театров кукол «Рязанские смотрины». Сегодня – торжественное закрытие
Праздник для взрослых, детей и тех, кто вечно молод душой. Деловая встреча представителей ведущих кукольных театров России и мира. «Выставка достижений» технических новинок и актерских приемов, позволяющих превратить любую историю на сцене в сказку. Калейдоскоп культур, эпох, событий и лиц – человеческих и кукольных… Все это – «Рязанские смотрины», фестиваль, любимый и участниками, и публикой. Он проходит лишь раз в два года, и все успевают как следует по нему соскучиться. Поэтому в день закрытия давайте не будем торопить события. Отмотаем ленту хроники назад, чтобы пересмотреть все в деталях…
Пролог
Танцоры в костюмах по моде 20-х годов прошлого века кружатся на площадке у Рязанского театра кукол. У прохожих, которые спешат мимо, нет шансов не остаться на празднике. Внимание привлекают и танцы, и выступления иностранных делегаций, и гигантские куклы из картона: эти модели на колесиках уже сыграли свои роли на театральном шествии II Международного форума древних городов. Теперь огромные фигуры создают впечатление, что кукольный театр вышел на улицы и вот-вот покорит весь город. Хотя он уже это сделал…
В этом году «Рязанские смотрины» проводятся в семнадцатый раз, однако с момента основания фестиваля прошло уже 30 лет. Афиша события намекает на «магию чисел»: за пять дней на «Смотринах» выступают представители 20 театров из 15 стран мира, которые расположены на пяти континентах земного шара. Значит, все должно пройти на пятерку! В этом не сомневаются молодые артисты со всего света, которые задействованы в международном проекте «Луна для всех одна».
– Я не профессиональный артист, но я влюблен в кукловождение с детства. Занимаюсь этим уже пять лет, – делится австралиец Пит Дэвидсон. – Когда тебе нужно выражать одновременно эмоции свои и куклы, ты приобретаешь особый опыт. Мне нравятся, скажем, постановки нашего австралийского театра Dead Puppet Society. И когда я узнал, что можно побывать в России, увидеть мировые спектакли и принять участие в одном из них, был очень рад!
Спектакль «Луна для всех одна» был создан с нуля за шесть дней. Ребята своими руками собрали декорации из картона и сделали персональных кукол-астронавтов, которые гуляют по неизведанной планете.
Артистами руководили главный режиссер Государственного академического центрального театра кукол С.В. Образцова, заслуженный деятель искусств России Борис Константинов и заведующая музыкальной частью Рязанского театра кукол Альбина Шестакова. Получилась нежная притча о том, что луна значит для людей разных культур. Светило манит астронавтов-исследователей, бередит души влюбленных, напоминает об ушедших близких и даже вызывает призраков… А объединяет персонажей юмор и дружба, понятные без перевода. И песня «Трава у дома», которая теперь запомнится гостям со всей планеты.
Сказано на «Рязанских смотринах»
«…Мне часто говорят, что противоположность любви – ненависть. Это не совсем так. Страх – вот противоположность. И часто достаточно глубоко дышать, чтобы победить страх».
Из спектакля «Eh man he, la mecanica del alma» театра Zero en Conducta, Барселона (Испания)
«Каждый спектакль – это борьба заново. От ноля до финальной точки».
Евгений Панихин, ведущий мастер сцены Сахалинского театра кукол
Экспозиция
«Рязанские смотрины» в социальном контексте – замечательная возможность не только устроить себе культпоход, но и обсудить важные вопросы. Каждый спектакль фестиваля провоцирует на то, чтобы задумываться о вещах, которые раньше оставались вне поля зрения. Например, испанский театр Zero en Conducta из Барселоны рассказывает невероятную историю «eh man he», человека с несколькими душами. На сцене – только кукла, которую водят актеры в капюшонах, контрастный свет, танец и музыка. И фантазии главного героя Нолана, ощущающего себя в своем теле как в тюрьме. Что перед нами – древняя легенда или реальная история о человеке с душевным расстройством – так и остается загадкой. Но это не важно. Главное, что нам говорят: страхи можно победить глубоким дыханием и умением мечтать.
За несколько дней на сценах театра драмы и театра кукол разыграно множество замечательных историй: о волшебных созданиях и реальных людях, о прошлом и настоящем. О волшебном детстве и старости, которая может радовать, если рядом друзья… А пока зрители изумлялись, радовались, ностальгировали, представители кукольных театров проводили деловую программу. В рамках «Рязанских смотрин» состоялась отчетно-выборная конференция Российского центра UNIMA (Международного союза деятелей театров кукол). Коллеги выбрали новый исполнительный комитет и президента центра. На главной должности осталась художественный руководитель Ивановского театра кукол, заслуженная артистка России Елена Иванова. Рязанский зритель знает Елену Энгельсовну по спектаклю «Приключения на дороге», который она ставила в театре кукол. Теперь ей предстоит уже третий срок во главе Российского центра UNIMA и новые совместные проекты с театрами по всей стране, в том числе и в Рязани.
Эпилог
И вот фестиваль «Рязанские смотрины» завершается. На память театры-участники получат авторские дипломы, изготовленные заслуженным художником РФ Михаилом Шелковенко, и статуэтки Петрушки, выполненные художниками Еленой Бабкиной и Любовью Рогозиной. А нам остается выставка «Роли исполняют… куклы» в фойе театра кукол, созданная этими же художниками в честь Года театра в России. Также в ближайшее время продолжатся показы премьеры театра «Пегий пес, бегущий краем моря». Завораживающая постановка о борьбе со стихией – первый в мире кукольный спектакль по произведению Чингиза Айтматова.
И, конечно, у каждого гостя «Рязанских смотрин» останутся в памяти эмоции от спектаклей со всего света. Фестиваль вновь показал широту возможностей современного театра и приобрел еще больше последователей. И напомнил: ожить может все, во что вкладываешь душу.
Фото предоставлено пресс-службой театра кукол, Татьяны Клемешевой и Димитрия Соколова