Татьяна Дубовикова и Василий Прободяк – колоритный дуэт, в котором все держится на мимике и эмоциях

№86 (5991) от 12 ноября 2021

Сказ о том, как хитрость города берет, в Рязанском театре кукол

Поморские сказы – источник радости и веселья для многих из нас с самого детства. Кто-то читал их, кто-то влюбился в шедевры «Союзмультфильма», основанные на этих сказах, например, «Смех и горе у бела моря» с душевнейшей озвучкой Евгения Леонова. Борис Шергин, Степан Писахов и другие писатели и фольклористы сберегли для нас целый мир суровой неяркой природы и добрых людей, умеющих веселиться. А с возрастом нам открывается и другая сторона поморских сказов, их емкость, соленый юмор, а иногда сарказм. Поэтому новая постановка Рязанского театра кукол по повести Бориса Шергина – в первую очередь для взрослых.
Но моментов, чтобы почувствовать себя детьми и немного подурачиться, будет предостаточно.
«Золоченые лбы» – сказка-шутка, в которой есть доля правды. Пофантазировать о близости к богатым и знаменитым хочется многим, и некоторым удается претворить фантазии в жизнь. Но лишь у единиц получается показать истинное лицо знати – и часто оно выглядит не то чтобы аристократично и умно. Сказка Бориса Шергина о дружбе простого мужика и царя, их ссоре и хитрой мести полна жесткого юмора сама по себе. А режиссер спектакля – заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Олег Жюгжда – довел эти моменты до клоунады, а местами и до горькой иронии. Рязанский зритель хорошо знаком с творческими методами мастера, который ставил на местной сцене мрачную версию Достоевского «…и наказанiе», едкую сатирическую гоголевскую «Женитьбу» и стильные и мрачные «Маленькие трагедии» Пушкина. А поморский сказ Олег Олегович превратил в уморительно смешную байку – и лица героев временами уж больно знакомые.
Чтобы у зрителя не пропал этот доверительный контакт с артистами, созданы все условия. Малая сцена. Минимум реквизита. Атмосфера не то избы, куда пришел в гости, не то кабака, где травят анекдоты и вышучивают недостатки знакомых. Артисты Василий Прободяк и Татьяна Дубовикова невероятно убедительны, а дореволюционные мелодии и богатый диалектизмами язык им помогают. Большая удача спектакля – куклы в исполнении художника Ларисы Микиной-Прободяк. Персонажи сделаны в буквальном смысле из домашней утвари. А это не только добавляет уюта, но и дает много поводов для иронии.
Премьерные показы «Золоченых лбов» уже состоялись, ближайшие пройдут 2 и 5 декабря. Билетами стоит запастись уже сейчас: малый зал и социальная дистанция ограничивают всех. Но неудобства непременно окупятся обилием юмора, теплотой, простором для фантазии и чувством, что главное богатство – не в золоте. А в чем именно – каждый определится сам в финале.

Татьяна Кармашова
Фото предоставлены пресс-службой Рязанского театра кукол