№70 (6374) от 19 сентября 2025
Круглый стол «Театр кукол как международный язык общения» состоялся в библиотеке имени Горького в рамках деловой программы завершившегося вчера в Рязани ХХ Международного фестиваля театров кукол «Рязанские смотрины». В обсуждении вызовов, стоящих перед театрами кукол разных стран, и путях их преодоления приняли участие президенты национальных центров UNIMA Алжира, Бразилии, Ирана, Конго, ОАЭ, стран альянса БРИКС, Шри-Ланки, а также руководители театров кукол из Китая, Казахстана.
Российский центр UNIMA сейчас занимается формированием базы знаний, которая была наработана в Советском Союзе, сообщила модератор круглого стола, пресс-секретарь Российского центра UNIMA Анастасия Милованова. В эту базу войдет методологическая литература для кукольников, пособия о том, как воспитывать кукольников и как делать куклы, информация о детских и взрослых любительских театрах, которые любят или только собираются работать с куклами, о мастерах кукольного искусства в качестве наставников. Собранной базой россияне готовы будут делиться, предварительно переведя её на иностранные языки.
Директор и куратор по культуре альянса БРИКС (Индия) Соня Хан рассказала о театре кукол в странах альянса. Она сделала акцент на том, что кукольники уже проделали большую работу по продвижению своего общего дела. Вместе с тем театры кукол остаются за рамками обязательного образования для детей, наряду с музыкой и культурой в целом. Эту ситуацию необходимо менять. Идёт работа со школами и университетами, чтобы внедрить кукольное искусство в перечень дисциплин для обязательного изучения студентами. Уже разрабатываются специальные учебные программы по образованию в сфере искусства и культуры, куда входят и театральное кукольное искусство. Задача главная – внушить родителям, что занятия искусством помогают развить оба полушария мозга, воспитывают гармоничную личность. И ребёнка, и взрослого.
В эпоху всеобщей жизни в интернете и увлечения цифровыми технологиями многие сталкиваются с тем, что театры кукол теряют свою аудиторию. Актёрам, чтобы вернуть интерес зрителей, нужно сосредоточиться на улучшении своих профессиональных навыков и умения взаимодействовать со зрителем. В этом убеждён директор театра кукол Ругао из Китая Чжоу Шэньбин. Сегодня надо выходить за пределы стен театра, чтобы максимально большое число зрителей смогли оценить искусство играющих кукол. Необходимо и в постановках использовать современные технические и технологические решения и спецэффекты и обязательно вовлекать зрителей в действие спектакля. С этим мнением солидарен его коллега Линь Тянь Ли, руководитель театрального коллектива Центра защиты и сохранения традиций искусства играющих кукол из китайского города Пинъяо. Он подчеркнул: все способы хороши, чтобы отбивать свою аудиторию у интернета и телевидения, а для этого стоит идти в школы, где открывать театральные кружки, и в вузы, где могут быть созданы любительские театральные коллективы.
Андрэиссон Квинтэла, президент Бразильского центра UNIMA, поделился с коллегами тем, что кукольники его страны занимаются вопросами детского образования. И это особенно важно потому, что бразильские дети и подростки часто вовлекаются в криминал. Опыт показывает: они на 100 процентов случаев проскочили «мимо культуры». Вот почему Бразильский центр UNIMA очень заинтересован в занятиях искусством с детьми по всей стране. Культура и искусство, в том числе играющих кукол, – действенный способ противостоять агрессии и злу в отношениях с детьми.
Главный вызов для кукольников в Объединенных Арабских Эмиратах президент центра UNIMA в этой стране Керамат Джунегани Зинат видит в том, что государство не уделяет должного внимания развитию кукольного искусства. А без внимания и помощи от государства очень сложно продвигать в обществе это дело. Центр UNIMA недавно создан в ОАЭ, но Керамат Джунегани Зинат уверена: кукольники понимают друг друга без слов, потому что общаются на универсальном языке искусства.
Президент UNIMA Конго Сунда Масампу Нгонде выступил на круглом столе как представитель культуры африканского континента. Он заявил, что культура для него превыше всего, она способна объединять людей. «Когда отправишься в путешествие по миру, не бери нож, возьми лучше ложку». В этой мудрой поговорке, которую он часто слышал от матери, – отношение человека к миру. Надо искать точки соприкосновения для полезного и мирного общения, а не для конфронтации. Театр кукол, который представлял на фестивале Сунда Масампу Нгонде, – частный, а не государственный. И работают в нем актёры не за зарплату, а напротив, вкладывая в его жизнь свои средства. Театр этот – уличный, и главная его задача – просветительство. Его куклы «живут» в коробке и часто путешествуют по улицам городов страны. Любой прохожий на улице становится зрителем. Этот театр кукол бывает в школах и детских садах, дети часто участвуют в представлениях и в изготовлении кукол. Уже больше 10 лет куклы для этого театра изготавливают из переработанных материалов, «чтобы сохранять природу» и освобождать города от мусора. Президент UNIMA Конго Сунда Масампу Нгонде выразил желание вновь приехать в Россию, чтобы поработать над совместными проектами.
Использовать возможности ИИ в мире кукольников предложил коллегам президент национального центра UNIMA Алжира Хемаиди Зургуи Мохамед. В частности, он может быть полезен в создании кукол, считает создатель Арабского Союза кукольников. Он сообщил, что в Алжире кукольники так же, как и в России, создают свою базу данных, обобщая опыт и знания о театрах, актерах и мастерстве признанных авторитетов этого вида искусства.
Президент национального центра UNIMA Ирана Джафар Саттари напомнил: его страна воюет, а настоящее искусство служит миру. Задачу кукольников Джафар Саттари видит в том, чтобы нести мир и взрослым, и особенно – детям. Ведь именно дети однажды станут будущим каждой страны. Культура может стать надежным мостом в общении стран и народов во имя мира.
Прямая речь
Директор и куратор по культуре альянса БРИКС (Индия) Соня Хан:
– «Рязанские смотрины» – прекрасно организованный фестиваль. Он дал возможность людям из разных стран встретиться на одной платформе, обсудить важные темы. Веками искусство играющих кукол было зеркалом, отражающим традиции, верования и человеческий опыт. И остается таким зеркалом сейчас. Театральные куклы олицетворяют душу нации, воплощают в жизнь нашу историю и наследие. Благодаря своему ремеслу кукольники преодолевают языковые барьеры и строят мосты между разными культурами и странами.
Я особенно благодарю организаторов фестиваля – команду Рязанского театра кукол – за замечательную работу.
Людмила Трухина
Фото автора