Спешил Дед Мороз к детям на советских новогодних открытках
А еще он запускал спутники, смотрел в телескоп и строил каждой семье отдельную квартиру. В Рязани можно увидеть богатейшее собрание новогодних открыток советского времени.
Сейчас о приближении Нового года нам напоминает иллюминация и световые гирлянды на улицах города. А в советские времена первыми вестниками приближающегося праздника были поздравительные открытки с новогодними сюжетами. Писать на них поздравления близким и друзьям учили еще в начальных классах школы и даже ставили оценки на полях. Открытки выходили миллионными тиражами и разлетались по свету, а потом праздничная переписка ушла на просторы Интернета и мобильной связи. Нам на память остались изумительные рисунки художников, преданно и со всей душой служивших эпистолярному жанру. Теперь эти коллекции – предмет гордости филокартистов. Свое богатейшее собрание новогодних открыток представила в «Фотодоме» имени Евгения Каширина педагог и краевед Алла Романова. В основу собрания вошли советские открытки, сохранившиеся в ее семье с 1949 года, а также экземпляры из архивов семей Потапенко, Павловых-Разиных, Александра Романова. При переездах заветную коробку с поздравлениями брали на новое место жительства, а коллекция тем временем пополнялась. Зажила она новой жизнью в начале 2000-х годов, когда Алла Александровна начала заниматься с детьми краеведением и артефакты советской эпохи стали частью ее лекционного материала. Из более чем полутора тысяч новогодних карточек на выставку в «Фотодоме» попала треть.
Кажется, что открытки пахнут шоколадками и мандаринами. Мир на этих изображениях прост, светел и понятен, а лица персонажей излучают вечную и непреходящую радость. Но это только для дилетантов зайчики, медвежата, снеговики, Деды Морозы со своими внучками Снегурочками и довольные ребята под елками – на одно лицо. У каждого художника свой почерк и любимые сюжеты. К тому же авторы рисунков включали в них актуальные на тот момент символы эпохи, обыгрывали ключевые направления социальной политики партии и правительства. На открытках мы видим спутники и ракеты, новогодние поезда, мчащиеся по БАМу, плывущие через океаны атомные ледоколы времен бурного освоения Арктики, строительство отдельных квартир для каждой советской семьи. И действительно, получая открытку с башенным краном, будущие новоселы радовались вдвойне, ведь она напоминала им о скорых переменах в жизни. Дед Мороз художника В. Воронина участвует в строительстве подводной лодки. У Р. Достяна зимний волшебник вместе с мешком подарков прихватил с собой телескоп – вдруг где-нибудь на далеких планетах грустят мальчики и девочки. Советский Дед Мороз и туда принесет игрушки и хлопушки, потому что все дети должны быть счастливы. Эти моральные установки советской эпохи блестяще воплощали художники, некоторые были еще и прекрасными мультипликаторами, например В. Зарубин, рисовавший героев «Ну, погоди!». А. Любезнов на задний план помещал пейзажи столицы, Л. Похитонова изображает ярмарочное веселье. Бывали и казусы. К художнику В. Четверикову придрались, будто он изобразил яичную скорлупку в форме фашистской каски. Ну надо же было чем-то заниматься огромной армии цензоров!
Менялся с течением времени и стиль открыток. Выражения лиц персонажей становились более сосредоточенными, а сюжеты – многоплановыми, появлялась детали. Открытки начинали рассказывать истории, а не просто фиксировали ощущение счастья. Хотя именно новогодним открыткам советского времени удалось сделать то, над чем бились художники всех эпох. Волшебным посохом Деды Морозы останавливали мгновение, и оно, да-да, было прекрасным!





















Купить электронную копию газеты