№68 (6172) от 08 сентября 2023
Русская классическая школа № 7 города Рязани вошла в ТОП-10 школ по показателю поступления выпускников в престижные вузы страны
В День города директор школы Николай Черваков на торжественном приёме в театре драмы получил почетный знак губернатора «За заслуги перед Рязанской областью». Вчера ему исполнилось 60 лет. Накануне юбилея мы встретились с Николаем Николаевичем, чтобы поговорить о главном деле его жизни – работе в школе.
Николай Николаевич ЧЕРВАКОВ – директор русской классической школы № 7 города Рязани. В 1986 году окончил факультет истории и английского языка Рязанского педагогического института. После окончания института отслужил в армии. С 1988 года работает в системе образования города Рязани. Начинал свой трудовой путь в гимназии № 2, затем перешёл работать в лицей № 4 на должность учителя истории и заместителя директора по научно-методической работе. С 1999 года работает директором школы № 7 города Рязани. Теперь она носит статус русской классической школы. Награжден нагрудным знаком «Почетный работник общего образования», орденом Ломоносова «За заслуги и большой личный вклад в развитие отечественной науки и образования». В 2014 году ему присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
– Николай Николаевич, ваша школа вошла в ТОП-10 школ города Рязани по показателю поступления выпускников школ в престижные вузы страны. В чём секрет этого успеха?
Н.Ч. – Когда мы узнали об этом, были по-хорошему удивлены. Но этот успех не был случайным. Русская классическая школа находится в здании, где размещались в своё время две гимназии – 2-я мужская гимназия и частная гимназия Н.Н. Зелятрова. Имея такой богатый опыт и традиции, педагогический коллектив старается сохранить всё то, что было накоплено в образовании за полтора века. Нашей школе уже 152 года. Мы также учитываем современные образовательные тенденции.
Я считаю, что в нашей школе очень сильный педагогический коллектив. 70 процентов педагогов имеют первую и высшую категории. Это показатель того, что педагоги русской классической школы работают в творческом режиме. На уроках они применяют тот опыт, который был характерен для нашей школы в предыдущие времена, и используют современные педагогические новации.
Наш подход в образовании и воспитании – это ориентирование на успех, создание ситуации успешности для каждого ученика. Как отмечал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Школа – это, в первую очередь, учитель. Ни учебники, ни программы не могут заменить роли учителя». Эти слова были сказаны в XIX веке, но они актуальны и сейчас. От мастерства учителя во многом зависит раскрытие способностей и талантов детей.
– Роль учащихся здесь тоже, очевидно, не самая последняя?
Н.Ч. – Хочу подчеркнуть, что этот успех не может быть достигнут без упорства и трудолюбия учащихся. Современного ученика во многом отличает мотивация. В отличие от ребят, которые учились в школе несколько десятилетий назад, современные ученики понимают, что образование – это вклад, который никогда не обесценивается и не пропадает. Это действительно так, потому что от качества образования зависит успех выпускников в жизни.
– Чем отличается русская классическая школа от обычной школы?
Н.Ч. – Модель русской классической школы наш педагогический коллектив реализует с начала нулевых годов. Наш подход к образованию, может быть, характерен для многих других школ. Мы стараемся дать не только высокий уровень качества знаний, но уделяем существенное внимание и организации воспитательной работы в школе. Педагогический коллектив старается формировать у учащихся чувство национального самосознания и достоинства, патриотизм и высокие духовно-нравственные качества… Сегодня это очень актуально, потому что без сплочённости, консолидации, единства Россия не сможет быть ни сильной, ни независимой.
Мы стараемся достичь этих целей через воспитательные мероприятия, которых, может быть, нет в других школах. Это Дни России, Дни школы, Рождественские праздники, Пасхальные дни. Комплекс таких внеклассных и внешкольных мероприятий формирует высокую нравственность, духовность и патриотическую позицию.
Блоки гуманитарных дисциплин, таких как история, русский язык и литература, обществознание, география, мы стараемся усилить этнокультурным, национальным компонентом.
Воспитательная работа в школе занимает особое место. У нас действует музей Боевой славы, которым руководит заслуженный учитель РФ Светлана Григорьевна Гарамова. Музей имеет не только региональную, но и всероссийскую известность. В прошлом году музей занял первое место во всероссийском конкурсе, который проводил Совет ветеранов войны, труда и правоохранительных органов Российской Федерации.
– Чем музей так хорош, если его отмечают на всероссийском уровне?
Н.Ч. – Нашему музею Боевой славы уже более 50 лет. В нем отражена история развития школы. Многие экспозиции посвящены учителям – участникам Великой Отечественной войны, а также выпускникам школы, которые погибли в боях за Родину. Богатейшая экспозиция посвящена нашим шефам – РГВВДКУ имени генерала армии В.Ф. Маргелова. Этому взаимодействию уже более 50 лет. Шефство обогащает и курсантов училища, и школьников.
– Я знаю, что в школьный музей приходят многие выпускники десантного училища, ставшие известными в стране.
Н.Ч. – К нам приходил генерал-полковник Владимир Анатольевич Шаманов, когда находился в должности командующего Воздушно-десантными войсками России. В школе проходит много встреч с Героями России. Были у нас «вымпеловцы» Вячеслав Бочаров и Алексей Романов. Вячеслав Алексеевич первым зашёл в захваченную террористами школу в Беслане в сентябре 2004 года. Встречи прошли в формате неформальных бесед с ребятами и педагогами.
– Подготовить такое старое здание, в котором располагается ваша школа, к новому учебному году непросто. Даже текущий ремонт сегодня обходится учебным заведениям дорого, хотя капитальный ремонт финансируется из федерального бюджета. Как вам удаётся содержать школьное здание в хорошем виде?
Н.Ч. – Роль в помощи со стороны родителей во все времена была очень весомой, но и сегодня тоже важна и необходима. Я хочу подчеркнуть, что родители наших учащихся с пониманием относятся к нашим школьным проблемам, и если у них есть возможность их решать, то они в этом активно участвуют.
Роль внебюджетного источника финансирования школы немаловажная, но, конечно же, большую помощь нам оказывают правительство Рязанской области, администрация города Рязани. Большие средства были выделены на ремонт фасада здания, которое входит в реестр памятников регионального значения.
– Какие направления вашей образовательной деятельности сейчас актуальны?
Н.Ч. – Мы ведём работу в рамках тех документов, которые принимаются на региональном и федеральном уровнях. В 2021 году Министерство просвещения Российской Федерации приняло обновлённые Федеральные государственные образовательные стандарты. В прошлом году стандарты внедряли с 1 по 5 классы, в этом году – с 6 по 10 классы. Большую работу ведёт педагогический коллектив. Учителя создают для себя новые программы, ребята получают новые учебники.
В этом учебном году продолжится цикл классных часов под названием «Разговор о важном». Это направление помогает формировать патриотизм, уважение к истории России, к культуре нашей страны.
Большую работу мы ведём по профориентации. В 6-11 классах будут проводиться классные часы, где учащихся познакомят с профессиями. Наша школа участвует в проектах Центра опережающей профессиональной подготовки, где мы встречаемся и ведём беседы с представителями колледжей и руководителями предприятий. Эти встречи ребятам помогают в выборе профессий.
– Вы знаете, что ваша школа пользуется в Рязани доброй славой, многие бы хотели здесь учиться. Как считаете, с чем это связано, и всех или желающих вы можете принять?
Н.Ч. – В школе обучаются дети, которые за ней закреплены по микрорайону. Многие приезжают и из других микрорайонов в Рязани. Мы охотно принимаем ребят при наличии свободных мест, поскольку, берём, прежде всего, своих, кто живёт в микрорайоне школы. То, что именно у нас хотят учиться, радует, поскольку рязанцы тем самым ставят оценку нашей работе.
Беседовал Вячеслав Астафьев
Фото автора