Яблоко от яблони недалеко падает, говорит русская пословица о влиянии семейного воспитания и наследственности на личность человека. Мы взяли на себя смелость проверить народную мудрость и объявляем о старте новой рубрики «Родительский день». Это будет серия интервью со взрослыми детьми известных рязанцев. Мы посмотрим на публичных людей (и здравствующих ныне, и ушедших) с совершенно новой стороны – глазами их сыновей и дочерей. Поговорим о преемственности поколений, семейных ценностях и традициях, проблемах отцов и детей, профессиональном выборе, общем и разном в мировосприятии. Вместе с нашими собеседниками мы заглянем в семейные фотоальбомы, вспомним самые интересные истории из детства. В «Родительском дне» будет все то, что нам так дорого, – тепло родного дома, радость от общения с самыми близкими, встречи и воспоминания, которые согревают душу.


О том, как неиссякаемая энергия, оптимизм и обаяние позволяют свернуть горы

Екатерина Филиппова, пожалуй, одна из самых узнаваемых персон в педагогическом сообществе региона. Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 1996», народный учитель, почетный гражданин Рязани, автор общественных инициатив, женщина с безупречными манерами и чувством стиля. Дочь Екатерины Алексеевны Ксения Локшина рассказала нам о том, какие качества унаследовала от знаменитой мамы, как восприняла ее победу на главном педагогическом соревновании страны и о том, что значит выращивать помидоры по-французски.

Р.В. – Ксения, для начала предлагаю перенестись в далекий теперь уже 1996 год и вспомнить, как вы встретили тогда новость о том, что ваша мама стала победителем Всероссийского конкурса «Учитель года».

К.Л. – Время было очень непростое. Мне было 12 лет. Помню, что у нас в квартире никак не давали отопление, было холодно. Но мама всеми днями и ночами усиленно готовилась к конкурсу. Потом уехала в Москву на неделю. Конечно, мы все – родные, друзья, коллеги – очень верили в нее, но все равно сомневались, потому что годом ранее главный приз конкурса взяла тоже рязанка (учитель начальных классов Зинаида Климентовская. – Прим. авт). О победе мамы я узнала из телерепортажа – телеканал НТВ сразу взял у нее интервью. Тогда казалось, что это настоящее чудо! Реальное осознание пришло позже, когда мама вернулась. Здесь ее тоже сразу окружили журналисты, снимали, брали интервью. Мне кажется, победа стала возможна благодаря тому, что для мамы не бывает ничего наполовину. Если делаешь дело, то с полной самоотдачей. Она и меня так воспитала.

Р.В. – Какие качества характера мамы вы считаете определяющими?

К.Л. – Оптимизм, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, адаптироваться к самым разным ситуациям. Считаю, это прекрасные качества, очень помогающие в жизни. Там, где любой другой человек опустил бы руки и все бросил, мама идет вперед и с энтузиазмом продолжает начатое. У нее есть два долгосрочных проекта – восстановление дома сестер Хвощинских и создание Севастопольской аллеи в Рязани. Реализация этих проектов – дело долгое и довольно сложное. Но мама в эту работу полностью погружена, представляет, каким должен быть результат, и, несмотря на все сложности, уверена, что все получится. По Севастопольской аллее, например, сейчас основные вопросы уже решены, и, думаю, скоро в Рязани появится кусочек Крыма, который мама так любит и где бывает каждый год.

Р.В. – Знаю, что Екатерина Алексеевна заядлая путешественница. Передалось ли вам это свойство?

К.Л. – Мама действительно очень легка на подъем, чего не скажешь обо мне. Она явно не домоседка – может быстро собрать чемодан и уехать куда-нибудь. Мне кажется, что в ее профессии без путешествий нельзя. Причем поездки она предпочитает совмещать с работой, познанием чего-либо нового. Вместе мы ездили в «Артек», были в Италии и во Франции. А если говорить о так любимом мамой Крыме, то там она старается бывать каждый год. Особенно нравится ей поселок Гурзуф, который воспел в своих стихах Пушкин, где находится дом-музей Чехова, где работал художник Коровин. Это место очень интересное, притягательное, там чувствуется связь с нашей культурой и историей.

Р.В. – Ксения, а влияние учительских генов вы ощущаете?

К.Л. – Да, я считаю, что мне передалась склонность к работе с подрастающим поколением. 12 лет я преподавала в нашем Рязанском государственном университете имени Есенина, сейчас занимаюсь с молодежью. Но педагогическую жилку я почувствовала в себе не сразу. То есть в школьные годы стать учителем не мечтала. В вуз поступила на юрфак, изучала политологию. Окончив университет, осталась в нем преподавать и только тогда осознала, что это мое. От мамы передалась мне и склонность к иностранным языкам. Но в моем случае это не только французский, но и немецкий. Полгода я жила в Германии, погрузившись в языковую среду, и мне это нравилось.

Р.В. – Расскажите, пожалуйста, о том, как вам далась разлука с мамой на те два года, когда она преподавала русский язык во Франции?

К.Л. – По правде говоря, не очень хорошо помню те времена, было самое начало 1990-х. И это, наверное, хорошо. Да, пришлось разлучиться. Мама приезжала редко – на Новый год и летом. Не было тогда таких возможностей для перемещений из страны в страну, как сейчас. Но я рада, что она получила такой ценный опыт. Для Екатерины Алексеевны как учителя французского языка это была отличнейшая языковая практика, она буквально впитала в себя атмосферу этой страны. Не зря же окружающие иногда сравнивают маму с француженкой. А сами французы считают, что она владеет их языком как своим родным.

Р.В. – Много споров сегодня идет вокруг теории о том, являются ли дети продолжением своих родителей. А вы считаете себя продолжением своей мамы?

К.Л. – Однозначно я продолжение своей мамы. У нас похожие взгляды на жизнь, отношение к своему делу. Екатерина Алексеевна всегда старается помогать тем, кто в этом нуждается, и мне это свойственно тоже. Конечно же, я не такой оптимист, как она, но, глядя на нее, стараюсь никогда не опускать руки. Еще мама очень проницательная, она хорошо понимает людей, чувствует неискренность, фальшь. В общем, ее не обманешь. Для меня мама тоже в чем-то учитель, но не строгий, с указкой у доски, а больше наставник по жизни. Такой она является и для многочисленных своих учеников, которые любят обращаться к ней за советом. Если говорить о том, что еще мне передалось от мамы, так это любовь к своему городу. У нее была масса возможностей переехать жить и работать в Москву и даже за границу, но родная Рязань не отпустила.

Р.В. – Расскажите, пожалуйста, об увлечениях вашей мамы.

К.Л. – Несмотря на то что мама на первый взгляд производит впечатление абсолютно городского человека, она очень любит деревню, наш дом, с удовольствием занимается огородом. Мама не боится никакой работы – однажды даже сама красила крышу дома. А помидоры она выращивает по особой методике, которой ее научили французы: листья по максимуму убираются со стебля, чтобы весь рост шел в плоды. И они на самом деле вызревают довольно крупные. Еще мама не мыслит себя без движения и мне не дает засиживаться. Она крутит обруч, катается на лыжах, плавает, много ходит пешком.

Р.В. – Ксения, охарактеризуйте маму тремя словами.

К.Л. – Непосредственная, разносторонняя, профессиональная.

Людмила Иванова (текст)