В кремле работает выставка «Реликвии земли Рязанской»
Рязанская земля всегда славилась мастерами и образцами их искусства. Когда смотришь на раритеты, представленные на выставке «Реликвии земли Рязанской», и узнаешь дату их создания, диву даешься: как же эта рукотворная красота сохранилась спустя не один век? Сокровища создавались и сохранялись с любовью к Богу, ведь большая их часть связана с храмом. Выставка работает в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике.
В экспозиции можно увидеть сразу несколько древних книг, каждая из них по-своему ценна и интересна. Два Евангелия 1644 и 1677 годов инкрустированы драгоценными металлами, камнями, жемчугом. Евангелие напрестольное 1677 года было создано по заказу митрополита Рязанского и Муромского Иосифа. Имеются сведения о мастере-ювелире Юрии Вилимове, получившем за работу над этой книгой 50 рублей, «да хлебного запаса и меда на 3 рубля 15 алтын».
Художник-оформитель выставки Владимир Тяжкин рассказал об ощущениях, которые испытываешь, когда в руки попадают такие книги: «Испытываешь трепет, представляешь, будто здесь цари ходят рядом».
Псалтирь 1570 года – еще один выдающийся книжный памятник коллекции музея, содержит в себе очень важные для каждого рязанца сведения. Информация о заложении Переяславля-Рязанского в 1095 году была получена именно из него. С православным храмом связаны и предметы лицевого шитья. Древнейшим памятником этого вида искусства, связанным с Рязанью, считается «Воздух. Евхаристия со сценами жития Иоакима, Анны и Богоматери» 1485 года. Из вкладной надписи можно узнать, что «Воздух…» был создан по заказу великой княгини Анны и вложен в Успенский собор Переяславля-Рязанского. Воздух, скорее всего, является молением о продолжении рода. Именно этим можно объяснить выбор сюжета – чудесное рождение у Иоакима и Анны дочери Марии.
На выставке можно увидеть и предметы светского назначения. В центре экспозиции расположены находки Старорязанского клада. Подвеска к женскому головному убору поражает богатством своего убранства. Древние мастера в совершенстве владели мастерством обработки драгоценных металлов. Украшение выполнено в технике «скань». Прием получил свое название от старорусского слова «скать», что значит свивать нити. Ведь золото, как наиболее мягкий из драгоценных металлов, дает возможность получить наитончайшую проволочную нить, которая нанизывается на пластины. Клад был найден в 1992 году на глубине 40 сантиметров от современной поверхности.
Коллекцию выставки сотрудники начали собирать еще в 1884 году. Экспонаты выставлялись не только в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике, но и за границей: в Белоруссии, Ватикане, Италии.

Выставка работает до 26 октября, со среды по воскресенье, с 10 до 18 часов

Иван Попов
Фото автора


Самое читаемое