Я человек не старый, но уже готов возмущаться. В наше время такого не было: учителя просят защитить их от насилия в школе!
Там сегодня происходят драки. Между учителями и школьниками. Между школьниками и школьниками. Между учителями и учителями. Между родителями и школьниками. Кто-нибудь кого-нибудь периодически лупит. Но чаще всего руки распускают ученики, а достается крепко педагогам. В НИУ ВШЭ провели исследование и выяснили, что около 70% российских учителей сталкиваются с травлей – со стороны родителей, учеников, коллег. Когда люди настроены друг к другу нетерпимо, какой смысл хранить наивную веру в то, что стоит только принять очередные поправки к законам, как мир восторжествует.
Подросток о наших чаяниях и надеждах не осведомлен. Он сидит на уроке в наушниках с музыкой и не слышит замечаний учителя. Когда педагог в раздражении подходит к ученику и срывает наушники, то получает кулаком в лицо. Реальный случай, имевший место в одной из школ.
Мысли, слова и действия наших сограждан, рождающиеся из агрессивного настроя, вызвали к жизни целое направление законотворчества. К проекту закона о домашнем насилии добавился законопроект об ответственности за неуважительное отношение к педагогам. Не исполняют родители своих обязанностей по воспитанию детей, пусть платят штраф от 500 до 3000 рублей. И до 5000 рублей – если ученик напал на учителя. Что-то это напоминает. Ну да, автогонки по улицам городов золотой молодежи. Дал на лапу – и свободен. А тут, выходит, плати и нападай?
Нет, случай немного другой. Руки распускают в основном дети из неблагополучных семей, где денег на штрафы нет. Поэтому чисто прагматический и капиталистический подход к наказанию рублем Национальный родительский комитет начисто отверг. Он за то, чтобы не плодить ненужные законы, а повышать статус учителя. Вернуть уважение к нему, дать хорошую зарплату. Помните, как было в советской школе? Заходит педагог, и все притихли. А если он еще с размаху бросит классный журнал на стол, вжимайся в парту. Педагог, даже очень слабенький, был непререкаемым авторитетом, а сейчас он обслуживающий персонал, поставщик образовательных услуг.
Закон «О статусе педагога» обсуждается в Госдуме. Но можно ли вернуть престиж отдельно взятой профессии в обществе, где устоялись совсем другие правила и отношения? А как же врачи, журналисты, актеры, ученые, изобретатели, музыканты, геологи, агрономы?.. Им тоже хочется престижа. Они-то чем хуже?
У нас сегодня пустоту в разных проявлениях возвеличивают и превозносят, а тех, кто вкалывает и старается чего-то достичь, часто просто не замечают. Если кто-то думает, что дети этого не замечают, тот сильно ошибается. У них перед глазами совсем другая картина мира. И плевать они хотели на разные авторитеты. Тот же Национальный родительский комитет с горечью подмечает нехорошие наклонности родителей и школьников. Дети занимаются провокациями, чтобы снять злого учителя на смартфон. Родители начинают лезть в частную жизнь педагогов, негодовать, если кто-то из них сфотографировался в купальнике или выбирает в магазине нижнее белье. А директора школ включают репрессивные механизмы прежде всего в отношении учителей, чтобы проблема не получила огласки.
Многие вздыхают: вернуть бы в общество страх. Глядишь, и дети в школах присмирели бы. И это действительно самый простой путь к тотальному контролю. Сдерживать доходы, уменьшать количество рабочих мест, карать за инициативу, насаждать везде подхалимство и подобострастие, пугать врагами и конкурентами… Руки опускаются по швам, в горле пересыхает.
Сложнее другое – разбираться в первопричинах агрессии, искать скрытые обиды, неудовлетворенность. В школах это давно должны делать психологи и профессиональные медиаторы. А в обществе – гуманитарии, люди творчества, журналисты – все те, кого раньше именовали совестью нации. Но, может быть, у них что-то с языком? А у всех остальных – со слухом?