№36 (6240) от 17 мая 2024

Главный герой нового спектакля театра драмы «Утиная охота» (16+) по одноименной пьесе А. Вампилова – «ходячий диагноз».

Зилов (его роль исполняет артист Роман Горбачев) изнывает от скуки и безразличия. Ему одинаково неинтересны абсолютно все люди – рабочее окружение, как бы друзья, жена… Он замкнут на себе и в этом смысле абсолютный эгоист. Даже когда говорит о других, он раскрывает себя.

В сцене объяснения с женой Галиной (актриса Мария Конониренко), признаваясь ей в любви, Зилов обнаруживает, что договаривает всё своей новой любовнице Ирине (актриса Дарья Егорова). И что же? На ходу придумывает объяснения для неё так, что сам практически в них верит. И главное – фальшь не отличишь от правды ни в интонации, ни во взгляде, ни в жестах героя…В этот момент понимаешь, что упрёк, брошенный Зилову женой: «Тебя давно уже ничего не волнует. Тебе всё безразлично… Всё на свете… У тебя нет сердца», – не обида обманутой женщины, а правда.

Зилов обнуляет и дружбу. «Мы с тобой друзья, а я беру и продаю тебя за копейку… Потом мы идём с тобой выпивать за эту копейку», – кричит он в пьяном угаре официанту (актер Андрей Блажилин). А ведь именно с ним Зилов строит планы на утиную охоту. Ему чаще всего говорит о приготовлениях к поездке на охоту и медленно тянущемся времени. Желание побывать на утиной охоте становится для Зилова больше, чем мечтой. Прожить на природе несколько часов – значит избавиться наконец от фальши и вырваться в жизнь настоящую. Зилов в это верит. Но и эта вера в нём не навсегда…

И официанта-друга называет лакеем, проговариваясь в пьяном угаре. Важно, что в конце концов от него и получает чувствительный удар по физиономии. Этот удар не дает ему покоя в момент отрезвления.

Воспоминания о прошлых событиях накатывают на Зилова волнами. Такой композиционный приём позволяет сосредоточить внимание зрителя на главных, только кажущихся обрывочными темах и вопросах. Но в сцене пьяного дебоша прорывается главное признание Зилова: «Мне всё опротивело…». В этом состоянии он и напивается до состояния трупа, его просто доставляют домой как бездыханное тело. И так как Зилов остается один, то предпринимает реальную попытку уйти из жизни. Потеря смысла жизни равна для Зилова смерти. Но герою не дано умереть – волею автора вмешиваются обстоятельства.

Зилов остаётся жить. Как надолго? Что пересмотрит и переоценит? Найдет ли герой смысл жить дальше? Это вопросы без ответа. Открытый финал спектакля оставляет публике возможность для размышлений и собственных выводов. А решение играть спектакль не на большой сцене, а в декорационном цехе театра дало возможность во многом стереть пространственные границы между зрителем и актерами, по максимуму включить публику в происходящее на сцене.

Людмила Трухина
Фото предоставлены Рязанским театром драмы