№60 (6264) от 09 августа 2024

Собакевич и Манилов из гоголевских «Мертвых душ», «Первый сон Раскольникова» и портрет автора «Преступления и наказания», чеховская «Дама с собачкой», «Клоп» Владимира Маяковского…

Я пришла на открытие выставки «Советская иллюстрация: школы, имена, тенденции» (6+) в галерею «Виктор Иванов и земля Рязанская» и оказалась в конце 1980-х, в мире школьной литературы старших классов. В нём живут дорогие мне люди и воспоминания об уроках по главному, я убеждена в этом и сегодня, школьному предмету – литературе. Потому что она о жизни, о человеке и мире, о душе и умении в этом мире жить.

Выставка из собраний двух государственных музеев Белгорода – литературного и художественного – перенесла меня в мое школьное прошлое подобно машине времени. И, я уверена, похожий эффект испытают немало рождённых в СССР. А для тех, кто родился позже и не застал длинного списка, обязательного для летнего чтения, выставка станет передвижным мастер-классом по печатной иллюстрации и книжной графике. Об этом говорила, приветствуя гостей на открытии выставки, директор Рязанского художественного музея Виктория Филиппова.

Экспозиция разделена на пять тематических блоков: офорт, ксилографию, линогравюру, литографию, оригинальную графику.

– Книжная иллюстрация – это отдельный пласт в истории искусств. Советские иллюстраторы очень серьёзно подходили к своей задаче, берясь за иллюстрирование того или иного произведения. Они долго над этим работали, искали удачные формы, художественные приемы. Есть целый ряд литературных произведений, которые проиллюстрировали разные авторы. На выставке их работы и поиски авторов можно сравнить, – говорит директор Белгородского государственного художественного музея Татьяна Лукьянова. – В Белгороде сейчас обстановка сложная, посетителей в музеях мало. А нам, музейщикам, хочется продолжать общение с посетителем, обязательно показывать работы, делать выставки.

Возле каждой работы можно подолгу стоять и рассматривать сюжет либо эмоцию, словно заново «прочитывая» хорошо знакомое произведение, и открывать новые, порой неожиданные смысловые грани характеров и образов.

– Два белгородских музея получили две тысячи графических листов – цельное собрание. Систематическое деление работ по техникам дает возможность посетителям узнать, как делались иллюстрации к книге, и увидеть подход разных художников к иллюстрированию книг, – поделилась на открытии выставки директор Белгородского государственного литературного музея Инна Климова. – Графику вообще надо рассматривать. И я надеюсь, что посетители в Рязани оценят эту выставку – и работы, и труд сотрудников музея, которые сделали такую замечательную экспозицию. Советский Союз по праву считался самой читающей страной. И секрет любви к книге и чтению был в том числе и в оформлении книги. Очень важно, что с произведениями работали художники мирового уровня. Во второй половине ХХ века это было нормой.

Директора музеев поблагодарили Рязанский художественный музей, министерство культуры нашей области и всех причастных за возможность провести выставку на рязанской земле.

Выставка «Советская иллюстрация: школы, имена, тенденции» работает до 16 сентября.

Людмила Трухина