№12 (6216) от 16 февраля 2024

Если откровенно, я не из числа любителей «манежей и арен». Имею в виду, конечно же, не цирк, а большие, пышные торжества по случаю дат, юбилеев и знаменательных событий. Но трехсотлетие Российской академии наук, на минувшей неделе широко отмечавшееся в Кремлевском Дворце с участием Президента страны, – случай особый. И не только из-за почтенного возраста нашей академической науки. Дата – она всегда, и это главное, – возможность оценить, что было и что стало.

Не стану углубляться в три века российской науки. Но перемены, которые происходят в последние годы на наших глазах, очевидны.
Откройте сайт РАН и вы увидите, на каких прорывных направлениях работают сегодня наши ученые. В каких международных симпозиумах принимают участие, причем не как номинальные гости, а в роли ведущих специалистов. Санкции? Да, есть такое. Но науку сложно заключить в границы, обезоружить санкциями. Более чем с 40 международными организациями сотрудничает в настоящее время Российская академия наук. Сотрудничает, заметим, в первую очередь, в интересах своей страны.
На минувшей неделе в областном правительстве чествовали молодых ученых, которые работают в региональных вузах, в федеральных научно-исследовательских институтах, прописанных в нашем регионе. Области их научных изысканий самые разные, но все они востребованы и обращены в завтра. О чем это говорит? Что у нашей науки есть будущее. Что стремление наших «заклятых друзей» выкачать из России ее научный потенциал, поставить его на службу своим интересам уже не находит того отклика, как это было в девяностые годы.
А ведь было тогда не просто стремление. Велась серьезная, наступательная борьба за умы буквально по всей линии образовательного фронта. Какие только «вирусы» не заносились на нашу почву под видом различных «прогрессивных» методик, которые начинали апробировать уже чуть ли не с детского сада! Какие только блага не сулили педагогам за взращенные ими молодые дарования, обещая дарованиям рай на заморских берегах, а педагогам – почет и уважение, какими именными стипендиями не одаривали!
…Было это где-то в конце 1990-х. Еду в командировку в один из районов, встречаю там давнюю знакомую. Она – прекрасный преподаватель. Ее ученики (а это обычная средняя школа в поселке) без труда сдавали на «отлично» химию в самых престижных столичных вузах. Именно таких педагогов и отыскивали в рязанских, смоленских, омских школах соросовские послы.
– Получила соросовскую премию, – с гордостью делится она. А было это во время полного бюджетного безденежья, которое особенно больно ударило по учителям.
Но премия – она же своего рода аванс. В случае с педагогами – аванс за правильное (в понимании заграничных фондов) воспитание. В основу его требовалось поставить осознание молодым дарованием, что только там, за морем-океаном, в свободных Европах ты сможешь реализовать себя как личность, как профессионал. Что потом? Знаете сами. «Отток мозгов» ставил под угрозу не только развитие, но само существование отечественной науки. Потребовался коренной перелом – теперь уже в отношении государства к своей системе образования на всех ее этапах. Да, перелом этот еще не завершен, и у нас есть масса проблем. Да, в дискуссиях, каким быть нашему образованию, как воспитать гражданина своей страны, еще рано ставить точку. Но дискуссия эта не заносится сегодня забугорным ветром, она – с российскими акцентами. Ну а триста лет Российской академии наук – возраст не старости, а зрелости, когда ценится прежде всего настоящее, подлинное, а не наносное.

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое