Работа детских летних оздоровительных лагерей остается под вопросом
В конце апреля министерство образования и молодежной политики Рязанской области сообщило, что первая смена во всех организациях летнего отдыха детей отменяется. Решение о дальнейшей организации летней оздоровительной кампании будет принято в зависимости от эпидемиологической обстановки в Рязанской области. По мнению большинства экспертов, дети смогут отправиться в лагеря разве что лишь в августе этого года. Это серьезно скажется не только на работе самих детских лагерей, но и на здоровье, а также на дополнительном образовании юных рязанцев. Об этой проблеме и не только «Рязанские ведомости» беседуют с председателем комиссии Общественной палаты Рязанской области по образованию, науке, по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Александром Ширяевым.
Р.В. – Уже почти два месяца прошло с момента прекращения очного обучения в школах, можно подвести какие-то итоги. К чему это привело?
А.Ш. – Для начала необходимо понимать, что до дистанционного образования в школах было три недели каникул, во время которых дети не занимались по школьной программе. Этот незапланированный перерыв не только не дал знаний, но и расслабил многих ребят. А в образовании все должно быть системно. Если мы какое-то время им не занимаемся, то это сразу сказывается на общем уровне развития. А если весь этот период ребенок сидел дома, не было ни кружков, ни секций, ни общешкольных предметов?
Уже после каникул, когда было введено дистанционное образование, общеобразовательная школа была не совсем готова к этому. Конечно, есть коллеги, которые смогли сориентироваться быстро, найти общий язык с родителями и детьми. Однако в общей массе учителям стало на порядок сложнее работать, особенно тем, кто привык много лично общаться с детьми, родителями. Понимаете, на экране монитора это все происходит по-другому. Фактически сейчас мы пришли к тому, что процесс обучения перешел в передачу домашнего задания и изучению параграфов учебника. Так нельзя учиться. Это можно сравнить со словарем английского языка: ты его можешь много раз читать, но язык без учителя в нужном объеме не освоишь.
Р.В. – И это все происходит, как мы знаем, на фоне отсутствия в некоторых семьях подходящих гаджетов для образования.
А.Ш. – Да, провести онлайн-урок не всегда просто еще и по этой причине. Педагог не может оценить, понял ученик что-либо или не понял, нет того обмена, который есть при очном образовании. Детей, которые готовы самостоятельно учиться, не так много, большинство из них надо направлять. А поймать этот момент, когда ребенок теряет интерес к предмету, онлайн практически невозможно.
Р.В. – В итоге это повлияет на успеваемость в долгосрочной перспективе?
А.Ш. – Конечно, ведь формально все программы этого года будут закончены. Три недели отдыхали, на три недели раньше закончат и несколько недель проучились заочно. Получается очень ощутимый пробел в системе непрерывного образования школьников. И так-то у нас самые большие каникулы по сравнению с другими странами, а в этом году они получатся просто огромными. За три месяца дети успевают отвыкнуть от обучения, а здесь получается почти полгода с учетом летних каникул. Надо учитывать, что сейчас детские лагеря – это особое образовательное пространство. Всегда в них решались, в числе прочих, и проблемы дополнительного образования, а сейчас они находятся в подвешенном состоянии.
Первой смены не будет, вторая под большим вопросом, возможно дети смогут попасть в лагеря только в конце июля – августе этого года. Получается, что они будут лишены общения со сверстниками, а это один из важных факторов развития, который просто необходим. И что мы имеем в итоге? Лагеря не будут функционировать ближайшие месяцы из-за того, что они закрыты, в то же время дети собираются и спокойно гуляют по улицам. Можно еще поспорить, где им безопаснее находиться: в лагере, где можно обеспечить входной контроль и повышенные санитарные меры, или на улице в бесконтрольной среде, рядом со сверстниками.
Конечно, мы сейчас в Рязани организовали первый онлайн-лагерь, который прошел в майские праздники и собрал огромное число детей. В рамках этого лагеря у нас получилось занять ребят. Они создают проекты, общаются между собой, с вожатыми и педагогами, но это просто капля в море по сравнению с тем, сколько детей было занято до этого в системе обычных лагерей.
Р.В. – Если думать на перспективу, то отсутствие спроса на детские лагеря должно серьезно ударить по хозяйственной части тех лагерей, что есть в регионе?
А.Ш. – Частные лагеря сейчас уже находятся в критическом состоянии. Их у нас и есть в регионе всего три, но может так получиться, что и этого не останется. Конечно, государственные лагеря, возможно, получат дотации – им оплатят какую-то часть путевок. Однако главное отличие частного лагеря от государственного – это насыщенная образовательная программа, а вот как раз таких лагерей может совсем не стать в области. Содержание лагеря – это миллионы рублей, которые зарабатываются за 3–4 летних месяца. А теперь представьте, что их просто не будет? В итоге лагеря будут перепрофилированы в базы отдыха, которые сейчас имеют возможность работать с ограничениями по заполнению номерного фонда. Вернутся ли они потом к обслуживанию детей? Это будет очень сложно сделать, и фактически мы рискуем потерять то, что у нас есть.
Р.В. – Детские лагеря не попали в число пострадавших отраслей экономики?
А.Ш. – В данный момент нет. Сейчас для поддержки детских лагерей необходимо включить их в реестр предприятий, для которых разрабатываются нормативно-правовые акты о временном освобождении или приостановлении обязательств перед бюджетами и внебюджетными фондами, уплаты земельных платежей, коммунальных услуг – до момента стабилизации ситуации. Параллельно с этим необходимо найти баланс между опасностью держать детей в изоляции и проведением безопасных летних смен. Требуется разработать протоколы тестирования и маршрутизации детей и персонала детских лагерей. Это можно сделать совместно с органами Роспотребнадзора, министерствами здравоохранения и просвещения с целью выработки алгоритмов для проведения летних кампаний с учетом обстановки в регионе.
Со стороны Общественной палаты мы уже выступили с подобной инициативой на федеральном уровне, но я думаю, сейчас там много разных других инициатив и наша может остаться незамеченной. Тем не менее, важность этого вопроса трудно переоценить, ведь на кону летний отдых и образование детей не только в этом году. Возможно, нас услышат на региональном уровне, ведь детские лагеря так и не вошли в систему национального проекта «Образование». Их оставили на совести региональных властей и предприятий.
Р.В. – В других регионах есть положительный опыт решения проблем с детскими лагерями?
А.Ш. – В рамках работы в Сколково удалось познакомиться с системой, созданной в Волгоградской области. Там нет разделения на частные и государственные лагеря, а основная идея в том, что родитель немножко доплачивает за путевку в лагерь. Руководство области берет на себя оплату всех издержек по обеспечению путевки, а администрация лагеря должна представить соответствующую образовательную программу. Таким образом, лагеря соревнуются между собой, готовят для детей различные интересные активности, образовательные и творческие проекты. В итоге дети получают отличный лагерь – у них не только вечерняя дискотека и старые корпуса. Родители имеют возможность выбрать лагерь. Да, это не совсем бесплатно, но отрасль детского туризма в регионе развивается, существует конкуренция, лагеря работают.
Р.В. – А в ситуации с изоляцией и карантинными мероприятиями?
А.Ш. – Пример есть и в нашей области. В марте, когда было приостановлено обучение в школах и все дети отправились домой, за несколько дней до этого под Рязанью стартовал лагерь по подготовке к ЕГЭ. Мы решили не приостанавливать его работу, но усилили санитарные меры. В итоге дети отлично провели время, учились, развивались, готовились к ЕГЭ, и никто не заболел. Потому что в замкнутой системе, где есть возможность контролировать общение с внешним миром, можно исключить многие факторы, вызывающие заражение. Думаю, это возможность для ответственных ведомств повлиять не только на распространение вируса среди детей, но и поддержать организации, осуществляющие их образование и отдых.
Беседовал Александр Джафаров














Купить электронную копию газеты