Владимир Тихомиров с портретом своего прадеда Сивера Бибикова

№29 (5934) от 23 апреля 2021

Рязанец снял фильм на основе семейной истории.

В Музее истории молодежного движения прошла презентация фильма Владимира Тихомирова ­«Сестры».

Владимир Игоревич Тихомиров проследил историю своего рода с середины XIX века до наших дней и на основе архивных документов, документальных кадров создал фильм, в котором история семей Стрельниковых и Бибиковых тесно переплетена с событиями XIX–XX веков. На презентацию автор пришел с пачкой фотографий из семейного альбома. Вот они-то и помогли раскрутить цепочку последовательных событий, из которых соткалось полотно судьбы нескольких поколений. Сначала Владимир Тихомиров пробовал узнать что-нибудь о своих предках, обратившись в международную организацию «Красный Крест», помогающую в поисках родственников за рубежом. Ответ был один: сведений не имеем. Рассказов бабушки для составления родословной было явно недостаточно. Помог случай. Владимир Игоревич подготовил фотовыставку «Судьба провинциальной барышни» о сестрах Стрельниковых и их потомках. Отчеты рязанской прессы об открытии экспозиции в библиотеке прочитали потомки эмигрантов в Австралии. Там обнаружились архивы с ценными документами, имеющими отношение к фамилиям. И закрутилось. В течение 15 лет семейная сага обрастала все новыми и новыми подробностями. И вот в зале гаснет свет, начинается фильм. Пронзительная история о жизни рода, попавшего под «молох» событий XIX–XX веков.
Прадед Владимира Тихомирова Сивер Бибиков был незаурядной личностью на Южном Урале. Дворянин, сын богатых помещиков, учившийся в Пажеском корпусе, впоследствии крупный адвокат, юрисконсульт, он, как и многие прогрессивные люди того времени, увлекся смелыми идеями, защищал на судебных процессах революционеров и даже в течение месяца укрывал в своем доме Якова Свердлова. Спустя несколько лет Свердлов станет одним из инициаторов расправы над царской семьей, и жившие по соседству с Ипатьевским домом Бибиковы поняли, что не смогут остаться в такой России. Расколотый мир в корне меняет судьбы людей известного рода, разбрасывает их по разным городам и странам: Владивосток, Харбин, Шанхай, Япония, Австралия, Америка… Где бы ни оказались русские эмигранты, они сохраняли свое достоинство, честь, умели довольствоваться малым и делать добро окружающим. Только новая Россия больше в таких людях не нуждалась. Впрочем, автор фильма избегает каких-либо выводов и нотаций, сосредоточившись на фактическом материале. «Я старался избегать политических оценок, – говорит Владимир Игоревич. – Мое киноповествование основано на документах из архивов Екатеринбурга, Ставрополя, Перми, Австралии».
По-разному сложилась судьба предков Владимира Тихомирова. Кого-то расстреляли большевики, кто-то погиб в войну. Те, кто выжил, долгое время ничего не знали друг о друге, приспосабливались к новым порядкам и честно служили своей стране. Одна из сестер Стрельниковых – Александра Николаевна создала уникальную методику восстановления голоса и лечения болезней, известную теперь во всем мире как дыхательная гимнастика Стрельниковой. Гимнастика помогла развить голос многим прославленным звездам российской академической и эстрадной сцены. Занималась по этой методике по совету Аллы Пугачевой и ее дочь Кристина Орбакайте. Владимир Тихомиров остался едва ли не последним представителем славной фамилии, которую унаследовал его сын Юрий, тоже рязанец. Сам Владимир Игоревич закончил ВГИК, стоял у истоков рязанского телевидения, работал телеоператором в Москве на канале ТВЦ.
Показ документальной ленты состоялся в рамках деятельности «Генеалогического клуба», существующего в Музее истории молодежного движения. Члены клуба, возглавляемого заведующей отделом ГАРО Екатериной Дворниковой, приглашают на свои встречи людей, которые могут поделиться опытом составления своих родословных. Фильм «Сестры» вызвал у них огромный интерес, автор увлекательно и подробно ответил на многие вопросы после показа. Через судьбу семей можно изучать историю страны. Семейная хроника, переведенная на язык кино и изложенная на фоне эпохи, только усиливает чувство историзма.

Димитрий Соколов
Фото Димитрия Соколова


Самое читаемое