На открытке Екатерины Гончаровой изображен великий Макс Фактор,
который наносит помаду на губы Бабы Рязанской

 

 

 


Бренд «Макс Фактор» и по сей день является одним из самых популярных. Пользуются им и рязанки. Те самые «бабы рязанские» с шутливой открытки, которую на презентации несуществующего музея парфюмерии и косметики рубежа XIX и XX веков раздала всем посетителям визит-центра Ксения Паначева.

 

 


Шутка художника. Но в любой шутке всегда есть доля правды. Ведь эмигрант из Польши с диковинным именем Максимилиан Факторович открыл свой первый магазин косметики именно в Рязани. А его первыми покупательницами были рязанские модницы.

От Рязани до Голливуда
Был он из бедной польской семьи. Работал с раннего детства, продавая конфеты, прислуживая аптекарю. Став подмастерьем изготовителя париков, к 13 годам начал обучение у знаменитого берлинского па­рикмахера. А в четырнадцать лет уехал в Москву, где работал в Большом театре. Четыре года спустя, после прохождения обязательной военной службы, Максимилиан приехал в Рязань и поселился в доме купца Алексеева. Здесь же Факторович и открыл свой первый и очень скромный космети­ческий магазинчик, в котором продавал парики и косметику собственного производства. Качественные пудры и помады пользовались у местных барышень успехом. В том числе у труппы рязанского театра, что располагался поблизости от магазинчика. А когда в Рязань на гастроли приехала труппа Императорско­го театра, он получил известность сначала среди столичных актрис, а затем и при дворе Его Императорского Величества. И даже переехав в Москву, сохранил за собой тот самый магазинчик в доме Алексеева на нынешней улице Соборной.

Именно так и началась карьера великого косметолога, который накануне революции 1905 получит якобы по болезни разрешение на выезд из страны. И сначала вместе с семьей поселится в американском Сент-Луисе, а затем и в Лос-Анджелесе – месте, где для голливудских звезд будет изобретен специальный киногрим. Именно Макс Фактор создаст образы Клары Боу, Греты Гарбо, Джин Харлоу. Именно он введет в широкий обиход термин «мейк-ап», создаст целую линейку косметики не для кинодив, а для простого населения. Сначала Америки, а затем и всего мира.

Стать новой точкой притяжения
Небольшая экскурсия по мини-экспозиции пока несуществующего музея Максимилиана Факторовича прошла в дождливую пятницу почти камерно. Благодаря проекту «Я вам покажу» и ее руководителю Ксении Паначевой гости визит-центра узнали про первые шаги будущего великого косметолога в сфере красоты. И не только о нем. На прилавках аптечных магазинов Рязани в то время можно было встретить продукцию таких российских производителей, как Остроумов, Келлер, Брокар, Ралле. Но самое важное, что гости визит-центра смогли увидеть, пощупать и даже понюхать настоящие раритеты всех перечисленных парфюмеров и косметологов. И проникнуться идеей создания нового музея в Рязани.

В арсенале Ксении несколько десятков наборов грима, помад, флакончиков с духами того времени. Все эти экспонаты она покупает на еВay, планируя в будущем открыть свой музей.

– Я когда-то наткнулась на информацию о театральном гриме, – рассказывает Ксени Паначева. – Купила его себе. Сегодня в Интернете можно приобрести многое. С этого грима все и началось. Потом я стала собирать косметику именно Факторовича. В Рязани был первый магазин Макса Фактора, и меня всегда терзала мысль, что есть у нас крутая история, которую никто не раскручивает. А ведь можно сделать это интерактивно, нескучно, интересно, с мастер-классами. Следующим этапом стал поиск сведений и о других косметологах и парфюмерах Рязани. Такой информации теперь у меня много. Как и экспонатов. Здесь вы видите лишь небольшую часть коллекции. Проблема в одном – в помещении.

Сегодня Ксения ведет переговоры с предпринимателем, который может предоставить такое «место». Музей Макса Фактора есть в Лос-Анджелесе. Будем надеяться, что совсем скоро он появится и в Рязани – городе, где известный голливудский мастер мейк-апа начал свою карьеру, изготавливая косметику для рязанских модниц.


P.S. Пока статья готовилась к выпуску, на странице «Я вам покажу. Авторские экскурсии в Рязани» в ФБ Ксения написала: «Место нашлось! Кухмистерская «Хлебная Площадь» любезно предоставляет помещение рядом со своим заведением. Так что стиль эпохи, представленный в кухмистерской – конец XIX – начало XX века – будет продолжен в экспозиции нового ароматного музея. Сейчас работаем над обстановкой».
Поздравляем Ксению с продвижением и сбывшейся мечтой, рязанцев – с новым местом для отдыха, а наш рязанский музейный мир – с пополнением!


Екатерина Детушева

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое