№25 (5930) от 9 апреля 2021

– это ключевые составляющие спектаклей для подростков, уверены молодые режиссеры

«…Я когда Алису в первый раз увидела, подумала: вот это стерва… Их сразу видно. Они так с тобой говорят очень доброжелательно, очень вежливо, но как-то, я реально не знаю, как, но им удается в это «вежливо» добавить такую какую-то нотку, такую интонацию в голосе, что тебе сразу понятно, что она как бы выше себя ставит… Я реально не знаю, откуда это в них берется, но они с детства такие… Их всегда еще зовут как-то так. Типа Виктория, Кристина. Алиса, вот. А ты, типа, Дашка – козья какашка. А она А-ли-са. Не могу просто. С первого же дня стало ясно, что Алиса тут как бы звезда. У нее еще инста типа популярная, ну не популярная, так, есть подписчики какие-то, и она вся такая сториз все время пилит, ни на секунду от телефона отлипнуть не может…»
Девочка рассказывает свою историю тихо и в полной темноте, только луч фонарика высвечивает на стене ностальгические фотографии с морем. А зрители сидят прямо на сцене, совсем близко, и слушают затаив дыхание. И даже не потому, что девочка говорит о чем-то необыкновенном. Напротив, ее воспоминания просты и даже немного шаблонны – и именно поэтому западают в душу любому, кто в юные годы любил и хотел признания. То есть каждому. Таким молодые режиссеры и драматурги видят современный театр для подростков.
Несколько дней в Рязани кипела работа Третьих международных творческих режиссерских мастерских «Театр – подростку». Артисты и режиссеры работали на площадке Театра на Соборной, а наблюдали за ними старшие коллеги и будущие театральные критики – студенты театроведческого факультета ГИТИСа. Главная задача мастерских – отобрать пьесы, на основе которых в ближайшие сезоны будут созданы полноценные спектакли для молодежи. «В нашем театре давно не ставили современную драматургию, – отметила художественный руководитель Театра на Соборной Марина Есенина. – Последним был детский спектакль «Гадкий котенок», и он тоже вышел из мастерских. В этом году проект запущен совместно с ГИТИСом, и почти все молодые режиссеры, которые создавали эскизы – выпускники этого вуза. Мы с удовольствием наблюдали, как они работали с современным языком и контекстом».
В этом году мастерские работали в закрытом режиме из-за пандемии коронавируса. Тем не менее, творческая группа создала эскизы пяти спектаклей. Одну из пьес написал рязанский драматург Игорь Витренко, обладатель множества премий и автор нескольких пьес для детей и молодежи. Над подростковой историей он работал впервые, и в сотрудничестве с московским режиссером Анной Куликовой у него получился эмоциональный, смешной и очень ритмичный эскиз постановки о старшеклассниках «Рома, правда и подкасты». Особенно интересна режиссерская находка с барабанной установкой: музыкант на сцене не просто сопровождает повествование, но является его героем и «комментирует» происходящее без слов, но очень метко.
А эскиз постановки по пьесе Саймона Стивенса «Загадочное ночное убийство собаки» по мотивам одноименного романа Марка Хэддона обещает стать хитом сцены. Мальчик с аутизмом прямолинейно говорит о своих особенностях, странном поведении близких и крахе семьи. Этот спектакль – повод для продолжения разговора о принятии людей с особенностями развития. А еще он затрагивает важнейшую тему – детства и его влияния на нашу взрослую жизнь.
Узнать, что же случилось с собакой, подкастами и девочкой в летнем лагере, рязанцы смогут в ближайшие два театральных сезона. По итогам работы Третьих международных творческих режиссерских мастерских «Театр – подростку» все эти пьесы станут полноценными спектаклями Театра на Соборной. И с подростками будут говорить о ценностях, победах, поражениях, страхах и надеждах – честно, светло и на их языке.


Комментарий

Елена Исаева, драматург, член Союза писателей России, член Союза театральных деятелей РФ:

– Только писатель с хорошим ухом может интегрировать современный язык в пьесы. И то, что это происходит в театральных мастерских – большая победа.

Вера Попова, драматург, главный режиссер Лысьвенского театра драмы имени А.А. Савина (Пермский край):

– Я хотела поговорить со зрителем о выборе, который мы делаем постоянно. Часто сердце подсказывает нам сделать то, что выгодно. В то же время один неверный поступок может перечеркнуть всю жизнь.

Игорь Витренко, драматург (Рязань):

– В своей пьесе я показываю, что мир не делится на черное и белое. Конечно, мне важно, что меня ставят в Рязани – все-таки это родина (улыбается). Сама возможность увидеть свое произведение на сцене очень ценна, ведь драматург не может существовать только на бумаге.


Татьяна Кармашова
Фото и видео Димитрия Соколова