№28 (6232) от 12 апреля 2024

На нашей земле возможно создание крупного центра разработки и производства летающих дронов всех модификаций

Рязанская Аэрокосмическая долина обещает стать одним из российских центров высокотехнологичных процессов, направленных не только на появление технологий нового поколения во многих сферах, в первую очередь, в области беспилотников, но также и на создание полного цикла производства сложных автономных устройств. В этом деле очень важны кадры. Их «производство», то есть отбор и обучение, а в дальнейшем – патронаж со стороны опытных научных работников желательно проводить «на месте».

В этом смысле Рязани повезло с колледжами, вузами и системой дополнительного образования школьников. У нас есть «Кванториум» с разветвленной сетью учебных площадок по всему региону на базе «Точек роста» в крупных школах, сильные технические университеты и система подготовки профессионалов в области программирования и работы с «железом» на уровне среднего специального звена практически во всех колледжах. Уже есть яркие примеры «инициативы снизу», когда молодые исследователи заявляют о себе и предлагают свои собственные проекты, опираясь на созданную в регионе систему поддержки стартапов и инноваций. Есть много интересных идей, в том числе таких, что смогут стать основой «прорыва» для отечественной высокотехнологической промышленности.

Молодежи дали «зеленый свет»

Одним из таких проектов занимается группа студентов Рязанского радиотехнического университета под руководством Ивана Малина. Проект стал одним из победителей и обладателей грантов престижного конкурса стартапов. На публичной презентации рязанский беспилотник самолетного типа вызвал интерес специалистов. История создания как проекта, так и инициативной группы разработчиков интересна и отсылает к общей системе кадровой подготовки молодых инженеров, которая уже складывается в регионе.

– Беспилотниками я заинтересовался уже классе в восьмом. Благодаря занятиям в «Кванториуме» у меня была возможность учиться создавать такие летательные аппараты, которые бы могли выполнять много функций или автономно, или по дистанционному управлению человеком. Тогда меня в первую очередь интересовали квадрокоптеры. Сначала были общие занятия по изучению беспилотных систем, по методам их проектирования, сборки вручную, управления ими. Затем был конкурс «Кванториана», для участия в котором нужно было заниматься этой темой уже серьезно, почти на уровне «взрослых» инженеров. А потом я поступил в радиоуниверситет, и на втором курсе возник интерес к беспилотникам других типов. Много помогли программы поддержки таких исследований и разработок, о которых я узнавал от своих преподавателей, – рассказывает Иван Малин.

Рождение изделия

Довольно быстро сложилась группа талантливых ребят, которые загорелись идеей создать беспилотный летательный аппарат собственной конструкции. Знаний, который дал вуз, уже хватало для самостоятельной работы. В группу вошел еще один будущий инженер и уже очень сильный разработчик в статусе студента Олег Креминецкий. Он смог провести сложные расчеты по аэродинамике будущего аппарата. Это и стало отправной точкой дальнейшей работы по доведению «до ума» будущего первого серийного рязанского беспилотного самолета.

Сейчас группа продолжает работы. Большое внимание уделяется программному обеспечению. Беспилотник должен быть «умным» настолько, насколько это позволяет современная электроника. А здесь серьёзный потенциал, вплоть до использования систем искусственного интеллекта в той или иной форме. Но пока ставится задача создать такой код, который смог бы решить основные задачи, работая надежно, без сбоев.

– Ситуация облегчается тем, что всё корпоративное профессиональное ПО, среда разработки, которые применяются при написании программ для беспилотных летательных аппаратов, из-за санкций заменены российскими аналогами. Кроме того, всё, что мы разрабатываем в сфере цифровых технологий, мы готовы представить отдельно как программный продукт другим предприятиям, занимающимся схожей тематикой. Особенно, если удастся создать очень удачное оригинальное решение программного обеспечения, – поясняет Иван.

Перспективы видятся ясно

Сейчас беспилотная система разрабатывается в стенах Рязанского радиотехнического университета при поддержке ряда рязанских фирм, которые оказывают существенную помощь проекту. Интерес к нему очень большой и готовность продвигать готовый аппарат на рынке – тоже. Вход в проект Аэрокосмической долины возможен, но это пока отдаленные перспективы. Для такого шага необходимо организовать или отдельное юридическое лицо, или войти в состав уже действующей фирмы. Работы по проекту ведутся хорошими темпами, поскольку работает над беспилотником коллектив из 20 молодых авиаторов нового поколения. Все они – студенты разных курсов. Это уже фактически небольшое конструкторское бюро.

Беспилотник будет рассчитан на мониторинговые миссии, исследование поверхности Земли различными оптическими системами, а также для научных задач.

Сейчас коллектив работает еще и над специальным цифровым симулятором дистанционного управления беспилотником. Он позволяет проверить в виртуальной среде всё программное обеспечение, существующий интерфейс и возможности автономного полета беспилотника при самых разных вариантах развития событий. Это позволит не только сэкономить время и ресурсы, но также является просто обязательным дополнением к любой современной технологии.

По мнению Ивана Малина, российские беспилотные системы превосходят зарубежные аналоги. Если говорить о воспроизведенной базе, то отечественная промышленность близка к началу производства чисто российских контроллеров для дронов. То же самое касается и аккумуляторов. Степень локализации стремится к 100 процентам. Зависимость от импорта сохраняется только при закупке чипов в Китае. Но и это не навсегда, поскольку растущий запрос на российские аналоги в ближайшее время породит соответствующее производство на территории страны.

Михаил Скрипников