№68 (6073) от 14 сентября 2022

Когда Рязань избавится от визуального мусора?

Рязань, как и большинство российских городов, страдает от визуального «сора», в том числе от светящихся и мигающих вывесок в разных стилях, от хаотичной рекламы, закрывающей фасады зданий и не позволяющей увидеть историческую застройку. Город теряет возможность добиться качественной городской среды и вместе с ней – жителей и туристов, которые уезжают в более привлекательные города и даже страны.

Упростить жизнь

Понятие дизайн-кода появилось в русском языке относительно недавно. Но сегодня это один из трех основных инструментов формирования комфортной городской среды, определяемых Стандартом комплексного развития территорий, наряду с мастер-планом и объемно-пространственным регламентом.
Проект дизайн-кода Рязани презентовали в конце августа этого года. Работа над ним проходила в рамках Всероссийского конкурса лучших проектов туристского кода центра города, который организовал Ростуризм. Заказчиком проекта по поручению регионального минэкономразвития выступило АНО «Агентство развития туризма Рязанской области». «Дизайн-код с одной стороны упрощает для предпринимателей оформление вывесок и территорий, а с другой – позволяет очистить город от визуального мусора. Таким образом общественные пространства становятся более привлекательными для местных жителей и туристов», – рассказывает министр экономического развития региона Андрей Ворфоломеев.
По словам министра, в 2023 году город Рязань получит 214 млн рублей на обустройство пространств на основных туристических направлениях. «Дизайн-код – это такой труд, который категорически исключает даже возможность несоблюдения каких-либо общих правил. Документ, который сегодня представлен, разработан, чтобы упростить жизнь предпринимателям. Все наглядно и понятно, начинать работу можно уже сейчас, не ожидая предписаний», – поясняет позицию региональных властей Андрей Ворфоломеев. По его словам, дизайн-коды уже действуют во многих городах – Челябинске, Воронеже, Саратове, Нижнем Новгороде, Ижевске. Областные власти уверены, что после реализации дизайн-кода в городе Рязани региональный центр сможет стать успешным примером внедрения подобных проектов.

Сигнал для предпринимателей

Первый документ в современной России, который можно назвать дизайн-кодом, создала Студия Артемия Лебедева в 2014 году для Москвы по заказу Моском­архитектуры совместно с ГлавАПУ. Этот дизайн-код включал архитектурно-художественную концепцию размещения рекламно-информационных конструкций для 11 улиц исторического центра столицы, в том числе Воздвиженки, Камергерского переулка, Нового Арбата и Тверской. Разработчиками рязанского документа стали сестры Ксения Деева и Анастасия Комарова из архитектурного бюро «КОД», которые ранее работали над подобными проектами в Студии Артемия Лебедева.
Проект устанавливает правила комплексного решения фасадов зданий, конкретизирует требования к вывескам и элементам фасадов, содержащиеся в Правилах благоустройства и Концепции по размещению рекламных и информационных конструкций, допустимых к установке на территории города Рязани. В проекте все центральные улицы морфологически были поделены на три типа. Для каждого проработан соответствующий стиль и внешний облик. С фасадов зданий пропадут вывески на подложках, будет стандартизирован размер, принцип освещения и цветовая палитра вывесок. Сохранен соответствующий цвет зданий. Изменения коснутся и шрифтов для написания наименований улиц.
«По прошлому опыту был посыл от администрации, чтобы, не дожидаясь вступления в юридическую силу, предприниматели меняли вывески в соответствии с требованиями. В Рязани все эти требования уже действуют. То есть это сигнал и призыв предпринимателям оценить состояние фасада, задать вопрос в управление градостроительства, что не так, прикинуть финансовые расходы. И да, уже можно начинать сейчас», – рассказали Ксения и Анастасия.

Ждут мнения горожан

В управлении архитектуры города «РВ» пояснили, что при разработке дизайн-кода были учтены существующие нормативно-правовые акты, которые касаются размещения рекламы и информации на территории Рязани – правила благоустройства и правила изменения фасадов зданий. Новый дизайн-код – это совокупность данных документов, проиллюстрованных и поданных доступным языком. Но появились и новые требования. Самые главные на сегодня – это увеличение высоты конструкции. До этого в практике Рязани такого не было. Все остальные требования внедрены с 2019 года. Управление градостроительства обещает консультировать каждого, у кого возникнут вопросы, связанные с новыми и существующими требованиями.
Мэр города Елена Сорокина отмечает, что внедрение итогового документа начнется только после проведения публичных слушаний, которые запланированы до конца этого года. «Для меня будет важно услышать мнение жителей по этому вопросу», – заявила она. Городские власти в свою очередь уточняют, что для вновь устанавливаемых конструкций дизайн-код будет действовать сразу, а для тех конструкций, которые уже установлены, их обозначат. Елена Сорокина выражает уверенность, что к началу 2023 года определенность по срокам внедрения дизайн-кода уже будет. Также после принятия дизайн-кода жителями города городские власти обещают определить и назвать управление, которое будет осуществлять контроль над исполнением его требований.

Александр Джафаров
Фото автора