О времени и о себе


30

Литературные музеи России объединяются, становятся современнее и ближе к людям

Рязанская область и вся страна готовятся к знаковому культурному событию – празднованию 125-летия со дня рождения Сергея Есенина, которое будет отмечаться в следующем году. В канун юбилейной даты особое внимание приковано к Государственному музею-заповеднику на малой родине поэта в Константинове, где развернутся ключевые праздничные мероприятия. В минувшую среду здесь прошел «круглый стол», посвященный вопросам продвижения литературных музеев России.

Высокий статус встрече придало участие в ней статс-секретаря, заместителя министра культуры России Аллы Маниловой. Разговор с руководителями ведущих литературных музеев страны получился содержательным и интересным. Речь шла о разработке единой концепции юбилеев русских писателей в 2019-2021 годах – Есенина, Бунина, Некрасова, Достоевского; о новых форматах празднования этих знаменательных дат, о создании новых экспозиций, о проведении ремонтно-реставрационных работ. Особое внимание Алла Манилова обратила на необходимость развивать в литературных музеях инновационные и экспозиционно-выставочные формы работы, продвигать наследие российских писателей в зарубежных странах через культурный туризм, фестивали, конкурсы, медиапроекты.
Один из ключевых посылов прошедшего в Константинове «круглого стола» – литературные музеи России не могут быть изолированы друг от друга. С 2015 года они объединены в свою ассоциацию, вместе реализуют межмузейные выставочные проекты, обмениваются опытом и расширяют профессиональные связи. Еще один важный момент, на который обратила внимание участников «круглого стола» Алла Манилова, заключается в том, что сегодня литературным музеям следует самим выходить на потенциальных посетителей, делать больше передвижных выставок, ориентируясь как на россиян, так и на иностранцев. Разговор с аудиторией на одном языке – как в прямом, так и в переносном смысле этого слова – и есть залог успешного продвижения литературных музеев. В помощь им сегодня – национальный проект «Культура», который предполагает сделать более доступным для всех богатейшее культурное наследие России. Успешно включился в реализацию нацпроекта музей-заповедник Сергея Есенина в Константинове, который активно занимается организацией передвижных выставок как в России, так и за рубежом. Об этом, выступая перед коллегами, рассказал директор музея-заповедника Борис Иогансон. По его словам, за последние три года было реализовано 12 зарубежных выставочных проектов. В ближайшее время выставочный проект «Знакомый ваш Сергей Есенин» будет представлен на шести российских площадках. На эти цели в рамках нацпроекта музей получил грант. Первыми увидели предметы, рассказывающие о жизни и творчестве великого поэта и его малой родине, жители Кемеровской области. Там рязанская экспозиция будет работать до 10 сентября. Далее выставочный проект «Знакомый ваш Сергей Есенин» увидят жители Орловской, Костромской, Тульской, Московской областей и Республики Крым. Кроме того, предложения разместить передвижные экспозиции уже поступили от десятка дальневосточных музеев. Выставочную деятельность музея-заповедника Сергея Есенина Алла Манилова назвала первым опытом и примером того, как литературные музеи должны входить в национальный проект, становясь тем самым более востребованными и близкими к людям.
– В следующем году широким фронтом литературных музеев войдем в национальный проект, – сказала, обращаясь к участникам «круглого стола», Алла Манилова.
Она напомнила также еще об одной уникальной возможности заявить о себе, только за рубежом. Это участие в масштабном проекте по экспорту отечественной культуры «Русские сезоны», который в 2020 году развернется во Франции. По мнению заместителя министра культуры, в рамках проекта целесообразно привести в эту зарубежную страну выставку, посвященную Сергею Есенину.


Прямая речь

Алла Манилова, статс-секретарь, заместитель министра культуры России:

– Константиново – уникальное место на карте России. Наша задача сделать так, чтобы российские туристы хотели и могли сюда приехать. Изучать Есенина невозможно без посещения Рязанской области. То же самое можно говорить о Пушкине, Лермонтове, о любом писателе, о любом имени России. Мы сегодня говорим о том, как нам сделать так, чтобы литературные музеи развивались, становились все более интересными их экспозиции, чтобы музеи были близкими для людей, более востребованными, чтобы рос поток туристов.


***

Сегодня любой музей, и литературный в том числе, – это не просто собрание артефактов, а живой, меняющийся организм. Такой важный посыл также звучал во время прошедшего в Константинове «круглого стола». И музей-заповедник Сергея Есенина в этом смысле может быть показательным. Музей меняется, причем в сторону большего соответствия той эпохи, в которой жил Сергей Есенин. Продолжается восстановление исторического облика усадьбы Лидии Кашиной. Уже нет там построек советского периода, диссонировавших с общим видом. Скоро должны появиться на усадьбе новые «старые», то есть утраченные со временем, объекты, а в них – и новые экспозиции. Думают константиновские музейщики и над тем, чтобы создать экспозицию, посвященную такому литературному течению, как имажинизм – материалов для этого собрано достаточно. На особый, галерейный статус претендуют и имеющиеся в фондах музея-заповедника произведения изобразительного искусства. Все это планы на ближайшее будущее. А что же нового сейчас? Специально к Году театра в мезонине дома Лидии Кашиной открылась выставка «Анна Снегина» на театральных подмостках». Среди ее экспонатов – уникальные диапозитивы, показывающие жизнь усадьбы до революции (то есть такой, какой ее видел Есенин); мемориальные вещи, упоминающиеся в поэме «Анна Снегина», эскизы декораций к одноименной опере, рецензии, театральные костюмы, копии афиш, а также публикации поэмы на разных языках. Выставка открыта до 8 сентября.