№56 (6160) от 29 июля 2023

Сферу торговли обсуждали профессионалы отрасли на расширенной панельной дискуссии в Рязани 

Это стало возможным благодаря тому, что отпраздновать День работников торговли решили в особом, деловом формате. В «Точке кипения» собрались представители торговой отрасли самых разных форматов и направлений работы.

Для них организовали семинары, лекции и панельную дискуссию. Она-то и привлекла наибольшее внимание, собрав приличную аудиторию. На открытии дискуссии отметили, что потребительский рынок Рязанской области отличается высоким уровнем конкуренции и мультиформатностью. Это значит, что игроков на нём много и у покупателей есть широкий выбор, какой из фирм отдать предпочтение. Это же определяет запрос общественности на высокое качество обслуживания и повышение доступности товаров и услуг. Торговая сфера региона развивается, формируются новые связи, учитывая близость столицы. Именно оттуда прибыл главный спикер панельной дискуссии, председатель правления – президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. Он выступил с подробным обзором торгового рынка страны и всего того, что происходит на нём. Свежие факты дали возможность проанализировать ситуацию прямо во время встречи, а участники начали прогнозировать свои дальнейшие шаги в развитии собственных фирм для сохранения и улучшения развития.

Новые времена – новые стратегии 

Андрей Карпов отметил: с одной стороны, есть мнение, что потребительский рынок страны справился со всеми вызовами, поскольку все видят насыщенность товарами на полках. Торговля России показала пластичность системы и возможность оперативно реагировать на вызовы, но для развития нужно всё равно создавать специальные условия. Без соответствующей государственной политики, направленной на гармонизацию работы системы торговли, говорить об отстраивании торговой сферы под новые реалии сложно.
– В целом по стране оборот розничной торговли падал на 10% от года к году. Сейчас цифры выравниваются. Активно развивается онлайн-торговля, причём рост наблюдается именно по размерам оборота. Общероссийские показатели по итогам года, скорее всего, будут такими, что за крупным ритейлом останется две трети рынка. На втором месте – рынок маркетплейсов, которые тоже динамично растут. Мы понимаем, что если есть тенденция к уменьшению, пусть даже и временному, этого общего пирога спроса, то возникает вопрос: за счёт чего идет рост? А происходит это за счёт сокращения доли малого бизнеса, – обратил внимание коллег Андрей Карпов.
Покупатель сейчас, в первую очередь, идет за базовым набором продуктов, которые зачастую по максимально демократичной цене ему может обеспечить только крупный федеральный ритейл. И в силу этого возникают сложности в развитии малых форматов торговли. Сейчас всё больше потребителей стали ориентироваться именно на цену. В результате формируется новая «корзина предпочтений» покупателя, под которую приходится подстраиваться всем существующим форматам торговли. Но это не значит, что малый бизнес брошен в пучину чистого и достаточно жёсткого рынка, где ему нужно выживать самостоятельно. Напротив. Несколько лет назад федеральным Минпромторгом был взят курс на поддержку мультиформатности торговой отрасли. Уже тогда эксперты понимали, что вызовы, стоящие перед всем сектором национальной экономики, требуют сохранения полифонии предложений и независимых, в первую очередь, малых юрлиц на рынке. Всё это необходимо для того, чтобы обезопасить отрасль от падения в монопольный характер жизнедеятельности, который неминуемо понизит качество предлагаемой продукции и повысит цены. Сейчас наработки, сделанные в этом направлении, особенно ценны. Они позволяют поддерживать здоровые отношения в торговле, минимизировать ценовые сговоры и другие нарушения антимонопольного характера, которые, в конечном счете, могут ударить по собираемости налогов и бюджету.
– Локальный бизнес, нестационарная торговля и прочие подобные форматы очень полезны для нашей отрасли. Но далеко не во всех регионах это поддерживается, во многих доходит до того, что сносятся полностью адекватные рынку торговые объекты. На мой взгляд, преимущество должны иметь фермеры, ярмарки мелких местных производителей, нужно стимулировать рынок сбыта. Также требуется развивать дискаунтеры. Это относительно новый формат торговли в ритейле, когда магазин выступает с небольшим выбором товаров в каждом сегменте (мясном, молочном и пр.), но с крайне низкими ценами за счёт оптимизации логистики, выкладки, хранения товара. Так можно быстро создать условия для развития многоформатной торговли, – сказал Андрей Карпов.

Наша область в отличниках 

По словам и.о. министра экономического развития региона Галины Крутовой, сфера торговли в экономике Рязанской области сейчас занимает 14%. Это третье по значимости место в общем ВВП региона после промышленности и сферы управления имуществом. Каждый пятый работник региона занят именно в торговле. А всего таких людей 90 тыс. Малый бизнес составляет 40% от общего числа организаций, работающих на рынке. Товарооборот в прошлом году составил более 300 миллиардов рублей. Сейчас график динамики экономической активности в этом секторе стал стабильно положительным и даже выше среднероссийских значений. В регионе работает более 9300 предприятий розничной торговли различных форматов, из которых только 100 – крупные торговые центры и еще 700 магазинов крупных федеральных и местных торговых сетей. Малые форматы активно развиваются. Официально действует более 2000 мобильных торговых объектов, 8 крупных рынков и 88 ярмарок. Кроме того, Рязанская область находится в числе лидеров по обеспеченности торговыми площадями, которые в два раза превосходят расчетные нормативы. В прошлом году в Рязанской области зарегистрировано более трехсот компаний малого бизнеса, занятых в сфере торговли.
Когда подошла очередь задавать вопросы из зала, то спрашивали в основном о методах поддержки местных кооперационных связей и о тарифах при переводе средств между торговыми организациями и их клиентами через банковскую систему. Затронули и вопрос высоких тарифов по акцизным товарам. Но здесь, по словам Андрея Карпова, изменений ждать не стоит, поскольку эта разновидность торговли является серьёзной опорой федерального бюджета и это следует учитывать при формировании бизнес-плана. Там всегда будут ограничения в плане заработка, но и спрос на такую продукцию стабилен. Другое дело – поддержка системы потребкооперации. Андрей Карпов отметил опыт Башкирии, где министерство торговли в особом порядке курирует развитие и защиту интересов местной системы потребкооперации и связанных с ней кооперативов. Это один из тех форматов подхода к делу, который гарантирует постоянное присутствие на большинстве прилавков продукции небольших местных производителей даже в период сложных экономических испытаний. Похожая схема представлена и в Новосибирске.

Деньги из воздуха желательно не делать 

На вопрос о возможности минимизации комиссии финансовых посредников в торговле в виде многочисленных банков тоже последовал компетентный ответ. На панельной дискуссии выступила заместитель управляющего отделением по Рязанской области Главного управления ЦБ РФ по ЦФО Елена Морозова. Она рассказала, как активно внедряемая сейчас Центральным банком РФ система быстрых платежей может превратить 2,5% комиссии, которые сейчас берет банк за проведение расчетов, во всего лишь 0,7% комиссионных отчислений.
– Система быстрых платежей является одной из ключевых инициатив ЦБ по развитию цифровой экономики и позиционируется как важнейший инфраструктурный проект. Это снятие барьеров, увеличение доли безналичных расчетов и снижение издержек. Пока возможности системы более известны физическим лицам, но СБП быстро развивается. Набор её сервисов уже значительно шире, чем те, которые активно используются сейчас. Торговля всё больше уходит в онлайн-коммерцию. Это показывает и эксперимент. В сетевых магазинах СБП присутствует в крупном ритейле, а малый бизнес пока отстаёт. Но в принципе нет ничего сложного, чтобы освоить новый формат. А главное, есть выгода, – сказала Елена Морозова.
По её словам, ключевым фактором надёжности и безопасности является присутствие в системе ЦБ, который выполняет функции оператора и расчетного центра системы. Создавая и внедряя данный сервис, Банк России заложил в преимущества низкую комиссию и доступность. Для подключения не требуется допоборудования. Можно использовать даже распечатанный QR-код, реализован единый платежный интерфейс. Скорость – сейчас ключевой фактор: средства поступают на счёт моментально. Это позволяет избежать кассовых разрывов. Использование сервиса в торговых предприятиях расширяет круг покупателей. Можно платить не только картами, но и при помощи мобильного телефона. По наиболее массовому сегменту работы размер комиссии не превышает 0,4%, а по оплате услуг ЖКХ и вовсе установлен в размере не более 0,2%. Причем ЦБ может установить и меньший размер комиссии. Максимальный размер – не более 0,7%. С самого покупателя комиссия не взимается. Реализованы несколько способов оплаты: либо сканирование QR- кода или NFC-меток, либо использование кликабельных ссылок и иные передовые цифровые методы. Полный перечень кредитных организаций, которые работают с новым форматом переводов, есть на сайте национальной системы платёжных карт, учредителем которой является ЦБ.

Михаил Скрипников
Фото Михаила Скрипникова

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое