Студент 4 курса РГУ имени С. А. Есенина, радиоведущий ТКР «Край Рязанский» Вадим Ковалев рассказал, как стал журналистом, поделился опытом работы на станции и дал советы начинающим специалистам.
— Почему вы решили стать журналистом? Что вас привлекло в этой профессии?
— Этот вопрос всегда интересовал даже меня. Когда я закончил 11 класс, я думал, кем я хочу стать в будущем. У меня все было хорошо с русским языком и литературой, поэтому я выбирал те направления, которые подходили бы по моему профилю. И каким-то неведомым образом я остановился на журналистике. Не буду скрывать, поначалу я даже не думал, чем буду заниматься. Я попробовал много всего: писал материалы для выдуманной газеты, чтобы «набить руку», записывал выпуски авторской программы на радио. Последнее стало переломным моментом. Именно тогда я понял, что микрофон и отсутствие камеры — лучшее сочетание. Затем уже я пришел на собеседование на радиостанцию ТКР ФМ, где после нескольких недель практики наконец смог назвать себя настоящим радиожурналистом. Так что привлекло меня в этой профессии, наверное, желание быть в центре внимания (тебя ведь слушают тысячи людей в прямом эфире), но при этом оставаться «в тени», ведь камеры-то нет и тебя не видно.
— Как вы совмещаете учебу и работу на радио? Какие трудности возникают при таком графике?
— На радио у меня гибкий график, шеф-редактор постарался. Каждую неделю он любезно спрашивает нас, новостников: «В какие дни вам удобно работать?» Обычно все удается распланировать так удачно, что остается время и для других занятий и увлечений. Но есть и трудности, конечно. Бывает, что очень нужно пойти на пары, но у тебя эфир. Тогда перед тобой встает выбор: попытаться с кем-то поменяться или все же пойти на работу, забыв на время об учебе. Признаюсь, обычно ради учебы я ни с кем не меняюсь.
— Какие темы вам больше всего нравятся освещать в своих эфирах?
— Многие мои коллеги говорят, что у меня особый тембр голоса, из-за чего лучше всего у меня получается читать новости о происшествиях, причем, чем жестче и страшнее происшествие, тем лучше получается. Но на самом деле я очень люблю «добрые» новости. Например, когда я работал 31 декабря, я читал только позитивные новости, и мой тембр очень хорошо помогал мне рассказывать слушателям про спасение котят. Другой вопрос, какие бы темы я выбрал сам. И тут, пожалуй, я повторюсь. Во-первых, мне и правда нравится освещать происшествия. Многие журналисты открещиваются от работы в траурные дни, например, когда я могу спокойно рассказывать о самых страшных и невероятных событиях в жизни страны и региона. Это ни хорошо, ни плохо, это просто та работа, которую я могу сделать лучше всего благодаря врожденной любви к фильмам ужасов и триллерам. Кстати, может, именно любовь к определенным жанрам и делает нас мастерами своей профессии?
— Есть ли у вас кумиры среди журналистов или ведущих? Кто вдохновляет вас в работе?
— Кумиров у меня в профессии нет, поскольку я очень завистливый человек. Если у кого-то получается лучше меня, я начинаю нервничать. Я могу опираться на опыт других, но ставить их выше себя морально не могу. Исключение составляют те, с кем я вот уже второй год работаю вместе. Один их тех, кто меня вдохновляет, – шеф-редактор службы информации радио «ТКР ФМ» Илья Троков. Он мой наставник, начальник и коллега, которому я безмерно благодарен за вклад в меня как журналиста. Именно он поспособствовал тому, чтобы я несколько раз попробовал себя и в роли ведущего линейного эфира (читай: диджей на радио), и ведущего новостей. Я восхищаюсь его трудолюбием и желанием пробовать новое, особенно в своей профессии. Он и правда вдохновляет меня самосовершенствоваться и развиваться, создавать что-то новое и уникальное там, где нет ничего, только сухие факты, которые нужно зачитывать. Мне кажется, этот человек заслуживает награды «лучший начальник всех времен».
— Какой самый запоминающийся момент произошел за время вашей работы на радио?
— Их было достаточно много. Конечно, это и случайные оговорки в эфире (куда же без них, особенно, когда ты устал), и даже случайный мат в эфире. Вот, например, у нас с коллегами есть такая локальная шутка: я не могу произнести в эфире слово «аксессуары». Всегда получается одно и то же не совсем литературное слово, и всегда смешно.
Поэтому я стараюсь убирать его вообще везде, везет, что оно очень редкое и незначимое в контексте. Или, например, нецензурная лексика. Нет, дело не в том, что я не могу сдержать себя. Там был немного другой случай. Илья (да, вдохновитель) вел со мной эфир, где мы обсуждали школьные мероприятия во время нашей учебы. Когда я старался вспомнить фразу «смотр строя и песни», он что-то у меня спросил, на что я ответил нечленораздельно, однако очень похоже на нецензурный вариант фразы «не знаю». Конечно, такие ляпы не считаются профессиональной ошибкой, учитывая, как невнятно я произнес несколько звуков, но сам факт их наличия в записи эфира… В общем, таких казусов я больше не допускал.
— Что было самым сложным в начале вашего пути на радио? Как вы справлялись с волнением перед эфиром?
— Самым сложным в начале моей работы на радио было очень быстро научиться делать все качественно и без ошибок. Именно в это время я понял, что никакая теория тут не нужна, все дело только в практике. Столько я новостей написал, не перечесть. А научился хорошо их писать только ближе к третьему месяцу моей работы. Кстати, я очень не люблю, когда меня контролируют. Но в данном случае я не мог сказать ничего против: работа, где моя ошибка может превратиться в нагоняй шеф-редактору, должна быть проверена и одобрена. А вот с волнением я не боролся – оно прошло само. Читать что-то в прямом эфире – занятие очень волнительное. И как бы ты ни хотел, а убрать переживания мгновенно не получится. Самый лучший способ избавиться от волнения – привыкнуть к нему. Да, это чистая правда. Нет смысла бегать от тревоги во время прямого эфира. Она не пропадет по мановению руки. Можно, например, представить, что тебя слышит не тысяча людей, а всего-навсего один. Или же вообще перестать думать, что, собственно, часто делают радиоведущие.
— Какие навыки, на ваш взгляд, необходимы начинающему журналисту?
— Самый лучший навык начинающего журналиста – эрудиция. Если ты много знаешь, значит многого можешь добиться. Обычно к нам на радио приходят пробоваться студенты 2 курса, потому что как раз в это время у них проходит дисциплина «радиожурналистика». И вот они приходят такие радостные и вдохновленные. Но как же неприятно их разочаровывать. А ведь я сам таким был. Начинаешь разговаривать с этими студентами, а в голове у них будто бы каша. Только у единиц получается нормализовать и структурировать полученные опыт и знания. С ними и работается просто, и обучать их легко, и потом с ними проблем не будет.
— Какую роль играет интернет и социальные сети в вашей профессиональной деятельности?
— Интернет играет невероятно важную роль в моей работе. Именно оттуда мы берем все те новости, о которых рассказываем в эфире. Это интернет-СМИ, агрегаторы, паблики в социальных сетях. Там публикуют все намного быстрее, чем в газете, например.
— Вы планируете продолжать карьеру журналиста после окончания учебы? Или есть другие планы?
— Планирую ли я? Конечно, но только, если будет хорошее предложение. Я думаю, что уже прирос к радио, мне без него тяготно, душно. А там будто чистый воздух. Но, конечно, есть и другие планы. Помимо журналистики у меня есть работа репетитором, которая могла бы приносить доход больший, чем на радио. Кроме того, я композитор, один из двух лидеров индастриал- и грув-метал группы «Deus Ex Machine», с которой мы довольно часто выступаем на различных фестивалях и концертах. За 2024 год я создал больше 15 уникальных композиций, еще несколько в разработке. Так что если журналистика для меня работа, чтобы я мог жить физически, то музыка – работа, чтобы я мог жить морально.
— Как вы видите развитие своей карьеры через пять лет?
— Я вижу развитие своей журналистской карьеры так: через год я записываю подкасты, через 2-3 года я перебираюсь выше и становлюсь ведущим на крутой радиостанции в Москве, а через 5 лет… Наверное, продолжаю работать на радио, зарабатываю очень и очень много, попутно развиваю музыкальную карьеру. Но это мечты. А как сложится жизнь, не знает никто.
— В чем вы видите главные вызовы современной журналистики?
— Главный вызов современной журналистики – быть собой. Сейчас абсолютное большинство журналистов работает «по заказу». Что сказали, то и делают. Редко они сами находят что-то стоящее их внимания, у них нет собственного стиля, своей манеры. Думаю, журналисты старше 35 лет этому не подвержены, они учились и начинали работать в другое время, а вот молодые журналисты – это «безликая» проблема современной журналистики.
— Как вы относитесь к критике? Бывает ли сложно принимать замечания от слушателей или коллег?
— К критике я отношусь скептически, так как чаще всего тебя критикуют те, кто ничего в твоем деле не понимает. Я принимаю критику конструктивную, когда ты знаешь, что совет критикующего тебе точно поможет. А когда тебе пишут слушатели, что ты что-то там не так сказал… Не знаю, странно это. С одной стороны, надо слушать любую критику, вычленяя из нее самое важное, но с другой, чаще всего критика не имеет никаких оснований. Так что я выбираю прислушиваться только к опытным и доброжелательным людям.
— У кого вы хотели бы взять интервью, если бы была такая возможность?
— Если бы у меня была возможность, я бы взял интервью у самого себя. Интересно посмотреть со стороны, как я выгляжу, как отвечаю. Скорее, я бы не брал интервью, я бы просто поговорил. Спросил бы, как дела или обсудил планы на жизнь. Мы же одинаковые! Мы знаем, чего хотим друг от друга, знаем, как нужно ответить, чтобы нам понравилось. Сюрреализм, однако!
— Расскажите о своем самом большом профессиональном достижении на данный момент.
— Таковых, к сожалению, нет. На данный момент я не стремлюсь быть лучшим, не стараюсь в полной мере, хотя мог. Говоря по-футбольному, я, скорее, крепкий середняк лиги, чем фаворит. Мне нравится то, как я работаю. Ко мне нет претензий со стороны начальства, я прихожу и занимаюсь тем, что мне нравится, не думая о том, как обогнать всех моих коллег в профессиональном плане. Но раз уж зашла речь, то скажу: своим самым большим профессиональным достижением я бы назвал работу 31 декабря 2024 года. С 7:30 до 15:30 я продумывал каждый выпуск новостей, добавляя что-то милое, смешное или праздничное, чтобы каждый, кто слышал меня, почувствовал мое предновогоднее настроение.
— Дайте совет тем, кто только начинает свой путь в журналистике. Что нужно делать, чтобы добиться успеха?
— Будьте собой, изучайте коллег, стремитесь к большему и готовьтесь к худшему. Старайтесь найти увлечения, далекие от журналистики, ищите себя, свою сферу и жанр. Саморазвивайтесь, со временем становитесь лучше. А самое главное – не питайте иллюзий насчет журналистики. Это вредная и часто скучная (особенно в современном мире) работа. Звучит круто, согласен: «Радиоведущий!». Но на деле ты быстро привыкаешь к тому, что оболочка и внутренний мир работы – две разные вещи.
Беседовал Дмитрий Лазарев