№92 (6196) от 01 декабря 2023

Получают дети с нарушениями зрения в рязанской школе-интернате №26

Единственное в регионе образовательное учреждение, в котором незрячие и слабовидящие дети имеют возможность получить среднее образование, на днях отметило 25-летие. За четверть века в копилке достижений у школы двадцать пять золотых и четыре серебряных медалиста, десять обладателей знаков губернатора за особенные заслуги в учении, тридцать пять золотых значков ГТО и сорок серебряных.

Школа известна не только в Рязанской области. Чтобы перенять накопленный её педагогами опыт, в образовательное учреждение приезжают специалисты из других регионов. А издательство «Логос» взялось за выпуск авторских методических разработок педагогов школы по географии и истории. В скором времени по ним будут учиться незрячие и слабовидящие школьники по всей стране.

Как всё начиналось

В 1994 году перед регионом встала проблема обучения детей с нарушениями зрения. Поскольку школы столицы перестали принимать рязанцев, возникла необходимость открытия своей. Два класса начальной школы открыли на базе детского сада №106. Со временем детей становилось все больше. В специальном образовании нуждались и ребята более старшего возраста. В 1998 году под коррекционную школу для детей с нарушениями зрения отдали весь детский сад. Однако и его оказалось недостаточно. Ведь в школе к тому времени обучались дети со всего региона, и при учреждении открылись интернатные группы.
– Мы перешли под эгиду министерства образования и в 2002 году открылись уже как школа-интернат, – вспоминает директор школы №26 Марина Бойко. – Нужны были площади и под спальни, и под классы. Региональные власти пошли навстречу. В 2006 году был заложен камень, и за год возведено трехэтажное здание. В 2008 году в новом здании начали учиться дети. На первом этаже оборудовали учебные кабинеты, на втором и третьем – спальни, медицинский блок. У нас появились свои спортивный и музыкальный залы, о которых мы так мечтали. В прежнем здании располагается начальная школа, медицинские и административные кабинеты, столовая. Сегодня мы не только обучаем детей, но и лечим. У нас в школе есть свои врачи. Школа имеет медицинскую лицензию и оборудованные офтальмологический стоматологический, массажный и физиокабинеты.

Круглосуточное и дневное пребывание

Школа работает в режиме полного дня с семи утра и до семи вечера. А интернат с понедельника по пятницу и с круглосуточным пребыванием.
– Все зависит от возможностей родителей, – поясняет Марина Владимировна. – Вопрос необходимости в круглосуточном пребывании рассматривается комиссией при зачислении в школу. В настоящее время от каникул до каникул у нас живут двадцать детей. Раньше их было больше, но сегодня родители чаще всего решаются на переезд в областной центр либо снимают квартиру в Рязани, чтобы забирать ребенка на ночь домой.
Детей в школу №26 принимают с семи или восьми лет. Попасть на обучение можно по следующему алгоритму.
– У нашей школы есть официальный сайт. Там родители могут ознакомиться с жизнью образовательного учреждения и узнать контакты, по которым позвонить нам, – рассказывает директор. – Мы назначим время и дату осмотра ребенка нашим офтальмологом. При наличии оснований врач даст справку о рекомендации посещения нашей школы. У нас учатся дети с нарушениями зрения, слабовидящие и незрячие. В зависимости от сложности диагноза мы можем не только обучить ребенка, но и помочь в лечении его заболевания.
Далее родители должны собрать и отправить пакет документов в психолого-медико-педагогическую комиссию, которая даст направление в нашу школу и определит вид программы, по которой будет учиться ребенок.

Специалисты с большим сердцем и душой

Занятия начинаются в школе с 8.20. На двух больших переменах дети завтракают. После уроков обедают. Во второй половине дня проходят дополнительные факультативы и внеурочные занятия. В это же время ученики по показаниям посещают штатных школьных врачей: офтальмолога, педиатра, стоматолога. А также коррекционные занятия с социальным педагогом, психологом, логопедом, тифлопедагогом.
В коллективе школы семьдесят четыре педагога, четыре логопеда, три психолога и пять тифлопедагогов. Каждый из них прошёл обязательную переподготовку по тифлопедагогике и сдавал экзамен по изучению шрифта Брайля.
– Моя задача – развить у детей зрительное восприятие, осязание и мелкую моторику. Я учу их рассматривать картинки, видеть предметы, различать их цвета. Если у ребенка есть хотя бы остаточное зрение, он может представить этот предмет. А детали мы уже «дорисуем»: из чего он состоит, какого он цвета, какую имеет форму. Если ребенок полностью незрячий, мы начинаем с того, что берем предмет в руки и изучаем его, – поясняет тифлопедагог Лариса Аверина, которая работает в школе с момента ее основания.
Педагогов с таким стажем в школе №26 пятнадцать.
– Это наш золотой фонд, – отмечает Марина Бойко. – Работу нашу легкой не назовешь. Видеть ежедневно проблемы детей, делать все, чтобы им помочь, отдавая частичку себя, эмоционально – это тяжелый труд. Педагог, работающий с такими ребятами, должен обладать творческими способностями. Быть сильным человеком с огромным сердцем и душой. Ведь жалость детям не нужна. Им необходимо понимание, принятие и помощь в приобретении знаний. Этими качествами обладают также и наши молодые педагоги, которые с нами по 10–12 лет.

Пособия своими руками

Для незрячих детей в школе есть учебники по системе Брайля. Тем не менее обучающих книг не хватает.
– Некоторые учебники мы печатаем сами либо создаём говорящие книги – наговариваем аудио, – рассказывает Марина Владимировна. – От нехватки пособий наши педагоги стали сами их придумывать, чтобы дать возможность детям потрогать и ощутить, как выглядит то, что их окружает. Изготавливали мы их из подручных материалов: зерен, шишек, ниток. Методом проб и ошибок с годами пришли к пониманию, как это нужно делать качественно. Сейчас у нас много своих пособий по географии, истории, математике, английскому языку. Часть из них планирует выпустить издательство «Логос». В изготовлении пособий нам также помогает рязанский Кванториум. Они сделали нам прекрасные пособия по геометрии в виде объемных фигур, которые дети могут потрогать.
В школе также есть свой этнографический музей. В нем представлены модели предметов крестьянского быта, исторических артефактов и даже архитектурных объектов. Осязая их, дети могут представить, как они выглядят.

Творческие объединения, паралимпийский спорт

Сейчас школе №26 опять не хватает площадей. Нет, детей больше не стало. Школе требуются кабинеты и залы для многочисленных творческих и спортивных групп.
– Мы развиваем паралимпийские виды спорта. В школе есть теннис для слепых, голбол, футбол, – перечисляет заместитель директора школы по воспитательной работе Ирина Калинина. – Наш выпускник входил в состав паралимпийской сборной страны по легкой атлетике. Занимал призовые места и входил в десятку сильнейших спортсменов страны. Наши ученики занимаются вело- и водным туризмом, ходят в пешие походы. Для этого в школе есть все необходимое: катамараны, байдарки, палатки, спальные мешки, туристические коврики, навесы. Детей также возят на тренировки в бассейн, спортшколу, в конноспортивный клуб на иппотерапию.
В школе также действует девятнадцать творческих объединений. В их числе: школьный хор, вокально-инструментальный и фольклорный ансамбли, творческая группа «Арт-микс», театральный кружок, кукольный театр и даже медиацентр, в котором есть радио, студия «Мир детства» и телевидение.
Школа №26 первой в регионе стала продвигать программу «Орлята России». Её ученики принимают активное участие в акциях и событиях Российского движения детей и молодёжи, проводят ежегодную акцию «Чистый берег» на реке Плетенке, пишут письма участникам СВО и изготавливают для них свечи.
Пожелаем школе №26 и ее коллективу так же стремительно развиваться и дальше, а ученикам – здоровья и успехов в учебе.

Яна Арапова
Фото автора