Окошки в мир


21

№90 (5894) от 20 ноября 2020

Почему так называют марки опытные филателисты

В музее молодежного движения открылась филателистическая выставка «Будь героем!». Свою семейную коллекцию марок на военную тему в экспозиции разместили отец и сын Владимир и Алексей Туарменские. Собирать марки начал еще дед Владимира – Алексей Сергеевич Шмаков. Первую коллекцию марок он привез домой после войны из поверженной Германии.

Приглашение к просмотру

– Мой дед был участником Великой Отечественной войны, – рассказывает Владимир Туарменский. – Начал служить в армии в марте 1941 года. Прошел учебку и получил военную специальность связиста. Его определили в десантную бригаду, но тогда десантники воевали пешими. Дед начал войну под Сталинградом и дошел до Берлина. После войны он вернулся домой с немецкими марками. Это было началом нашей семейной коллекции.
На церемонии открытия выставки Владимир Туарменский рассказал о первой военной марке. Ее напечатали 12 августа 1941 года, и она дала начало всей военной коллекции. Есть в ней марки, посвященные подвигам героев, городам, где проходили крупнейшие сражения Великой Отечественной войны. Также марки несут в себе элемент пропаганды. На одной из них написано: «Разведчики Красной Армии, смело действуйте в тылу врага». По мнению автора коллекции, марки военных лет сейчас довольно редкие.
– В нашей стране коллекционирование марок имеет небольшую историю, – рассказывает Владимир Туарменский. – Одним из основателей отечественного филателистического движения был знаменитый капитан крейсера «Варяг» Всеволод Федорович Руднев. Он ходил на судах в зарубежные страны, привозил оттуда марки и устраивал выставки. Наш земляк, знаменитый академик Иван Петрович Павлов, тоже был страстным коллекционером. Он говорил, что если молодой человек занимается коллекционированием марок, то привыкает к аккуратности, чистоплотности и развивает свое мышление.

Марки бывают разные

Филателисты говорят, что все привыкли видеть марки квадратными или прямоугольными, но марки могут быть совершенно отличными от нашего типичного о них представления. Самая распространенная разновидность марок – это марки неперфорированные. В нашей стране перфорация появилась на марках лишь в 1960-е годы и стала массовым явлением.
Если посмотреть марки колоний Британской империи, они были чаще всего неперфорированными, потому что на островах в Тихом океане не было возможности установить станок для перфорации. Впоследствии перфорация превалировала среди марок, потому как она предоставляет почтальону возможность марку оторвать и поместить на конверт. Неперфорированные марки приходилось вырезать ножницами.
Есть круглые марки. Они выпускаются и в России, и за рубежом. Если нужно поместить на марку вертикально ориентированное изображение, выбирается также овальный формат. Он более непривычный, чем прямоугольный, но тоже достаточно распространен.
Есть марки, не встраиваемые в классические образцы, – в форме сердца, бананов, наковальни. В переливающихся марках используется технология нескольких слоев покрытия. При изменении угла наклона создается оптический эффект – картинка переливается и частично меняется. На таких типах марок возможны любые изображения – цветы, машины, рыбы. Главное, чтобы объект был статичный и его можно было сфотографировать со всех сторон и потом с помощью специальной технологии нанести на поверхность марки. Голландцы известны своими конькобежцами, и когда их спортсмен побеждает на Олимпийских играх, в честь него выпускается марка. При изменении угла наклона появляется эффект видео – несколько секунд забега этого конькобежца.

Марки как способ продвижения государства

Филателисты говорят, чем меньше государство, тем ярче у него марки. Объединенные Арабские Эмираты живут не только за счет нефти, но и за счет марок, выпускают и продают их по всему миру. Государство Бутан, расположенное на южной границе восточных Гималаев, меньше Рязанской области. У них есть даже 3D-марки. В 1978 году там выпустили марки на пластинках, где был записан еще и гимн страны. В 2007 году вышла серия марок на компакт-дисках. Там и путеводитель по Бутану, и выступление короля, и история государства. Рас-эль-Хайма (эмират на севере государства) выпустил серию парфюмерных марок. На них изображены розы. У каждой марки – свой запах, характерный именно для этой розы.
– В государствах мира многое делается для того, чтобы продвинуть свою страну, пригласить к себе туристов, – говорит Владимир Туарменский. – В нашей стране это почему-то не работает. Я собираю марки с детства. Когда началась перестройка, материальное положение людей ухудшилось. Люди перестали писать письма. Появилась альтернативная связь. В России марки выпускали по-прежнему в тех же объемах, как в СССР, но они не реализовывались, а копились на складах. Что у нас сделали в 1998 году с марками? Отвезли на полигон и сожгли. Теперь марок эпохи 1990-х годов нет. В этом году 500 лет Рафаэлю. Все страны отметились марками, посвященными знаменитому на весь мир итальянскому живописцу. Показали, что у них в музеях есть Рафаэль. Деньги заработали. Россия опять не отметилась. Я много лет преподавал пиар. В нем главное – это создать событие. Давайте покажем, что у нас есть Эрмитаж. Он – конкурент для Лувра. Сделайте марки. Приедут туристы, посмотрят, оставят деньги, страна богаче будет.

Марка несуществующей страны

– Хотел бы рассказать историю такого непризнанного государства, которое называется княжество Силенд, – говорит Алексей Туарменский. – Это виртуальное государство, провозглашенное в 1967 году британским отставным майором Пэдди Роем. После Второй мировой войны в Северном море остались буровые платформы, которые использовались или нефтедобытчиками, или зенитчиками. Когда немцы пытались по воздуху пересечь Северное море и разбомбить какой-нибудь британский город, на их пути стояли эти буровые вышки, оборудованные зенитками. Они эффективно использовались для отражения нападения. После войны вышки стали не нужны. В конце 1950-х годов Пэдди Рой купил буровую вышку, назвал ее Силенд и провозгласил себя князем этой буровой вышки. Он собрал своих родственников и друзей, правительство этого непризнанного государства. Там был премьер-министр, министр финансов, министр туризма и министр вооружения. Потом произошло восстание. Премьер-министр поругался с князем, сбежал в Германию и организовал правительство в изгнании. Британский Посол дважды приезжал в Силенд, чтобы налаживать мир между майором и правительством в изгнании. На протяжении всего существования они выпускают марки как один из способов мягкого воздействия на мировую общественность и привлечение туристов к себе. При этом марки выгодно продаются. В ряду зарубежных марок эти находятся среди недешевых. Благодаря своей филателистической деятельности, они были известны и в Советском Союзе. Мой папа узнал о существовании государства Силенд по марке. Когда не было интернета, марки называли окошками в мир.

Марки увлекают

Первыми посетителями выставки марок «Будь героем» стали студенты рязанского политеха.
– Наши первокурсники пришли в музей на экскурсию в рамках кураторских часов, – говорит преподаватель вуза Галина Манушкина. – У нас с музеем есть договор. Мы регулярно посещаем выставки. Очень рады, что попали на выставку марок. Было очень познавательно.
Некоторым студентам так понравился рассказ филателистов Туарменских, что некоторые всерьез задумались о том, чтобы начать собирать марки.
– Я думаю, что на выставку стоит приходить рязанцам, потому что это очень познавательно, – говорит первокурсница Валентина Федорова. – Кто не посвящен в тему, узнает много интересного, коллекционеры могут почерпнуть и кое-что новое. Меня это заинтересовало, и я уже хочу стать коллекционером.
Выставка продлится несколько месяцев, экспозиция будет обновляться каждые две недели.

Вячеслав Астафьев