Острое респираторное заболевание, поразив самого младшего домочадца, дало ему возможность вдоволь начитаться, наиграться и насмотреться мультфильмов, а мне – повод проверить, насколько доступней и качественней стало медицинское обслуживание за последний год.
Так как чихание и очевидные признаки ренита не сопровождались повышением температуры, то приход педиатра к нам в гости стал невозможен – в регистратуре, как и прежде, сообщили, что на прием к врачу придется прибыть самостоятельно, невзирая на красный нос и слезящиеся глаза. Прием текущего дня остался позади, посему узнать точный диагноз, равно как и рекомендации к лечению, можно было лишь на следующий день.
За десять минут до начала приема в узком холле микрорайонной поликлиники перед кабинетом педиатра мы наблюдали кашляющее, чихающее и шмыгающее носами сообщество маленьких пациентов и их, пока еще здоровых, родителей. Наша очередь оказалась 17, свидание с врачом состоялось через 1,5 часа. Температуру нам не измерили, но, честное слово, полуторачасовым сидением мы заработали привилегию домашнего патроната.
Осмотр длился не более 5-7 минут и проходил по обычной схеме, очень похожей на вузовский зачет, где в роли студента была я, а в роли преподавателя, соответственно, наш доктор. Педиатр спрашивал, а я старательно отвечала сначала о симптомах, потом о том, какие меры были предприняты, дабы остановить болезнь, и какие лекарственные средства применены. Эскулап записывал сообщаемые сведения в медкарту и одобрительно кивал. Быстро осмотрев горло ребенка и прослушав его дыхание, доктор велел мне продолжать лечение в том же духе и прийти на прием через три дня. Мы вышли из кабинета и под завистливыми взглядами ожидающих своей очереди пациентов (еще не менее 20) отправились домой – сначала отдыхать, а потом лечиться.
В общем, ничего не изменилось. Как и почти полтора года назад наш педиатр (кстати, очень хороший специалист) за три часа приема должен осмотреть от 35 до 50 детишек (то есть, потратив не более 3-5 минут на одного пациента), потом оформить документацию и побежать (в буквальном смысле) по домам тех, кто действительно не в состоянии прийти в поликлинику сам. Зная, каково положение во многих городских поликлиниках (нехватка врачей и высокая нагрузка на одного специалиста), в общеобразовательных школах стали разрешать «болеть без справки» в течение 3-4 дней. Педиатры, в свою очередь, позволяют родителям самостоятельно определять момент выздоровления ребенка и приходить за справкой о состоянии здоровья без больного, чтобы не подвергать его ослабленный иммунитет атаке вирусов. Таким образом, пока с трибун говорят о необходимых мерах для повышения качества отечественной медицины, пока руководители отчитываются о сделанном и потраченном, непосредственные участники процесса (врачи и пациенты) создают собственные формы доступности и своими методами борются за качество медобслуживания.
Безусловно, в настоящее время в сфере здравоохранения происходят положительные изменения – строятся новые больницы, закупается современное диагностическое оборудование, проводится техническое и транспортное оснащение медучреждений. Однако в повседневной жизни эти изменения для подавляющего большинства рязанцев почему-то пока мало ощутимы. Нет сомнений в том, что наш педиатр всей душой за то, чтобы реализовать верный лозунг «не пациент к врачу, а врач к пациенту». Но как это сделать в описанных выше условиях?