На минувшей неделе наши коллеги-тележурналисты сообщили о выстреле из пневматики в одно из окон дома-музея академика И.П. Павлова. Случайность? Хулиганство? Я полагаю, что это – «рикошет» из еще не столь далеких 90-х, из той поры, когда нас учили; ценно лишь то, что материально, когда одноклассник спрашивал меня; «А зачем нужны художники?»
Имя Ивана Петровича Павлова известно во всем мире. И его дом – это достояние человечества, не больше не меньше. Строительство, которое развернулось рядом, как уже писала наша газета, незаконно. Но, очевидно, 90-е не ушли далеко, они «въелись в мозги» у кого-то и оборачиваются поджогами домов, уничтожением памятников, вандализмом.
Почему? Потому что «уничтожители» верят в свою безнаказанность. В то, что законы не сработают. Люди поджигают траву, если надо «очистить место», вместо того, чтобы скосить ее, и тем самым вызывают пожары. В Братске при поиске поджигателей лесов задерживают людей, ворующих шпалы с железной дороги и разжигающих при этом костры, крадущих кабель и избавляющихся от оплетки. Студенты звонят в вузы с сообщениями о заложенной бомбе, если не могут пересдать сессию. Хулиганы обстреливают поезда из пневматики, ослепляют летчиков лазерами при заходе самолета на посадку.
Перевоспитать молодежь, а тем более взрослых людей, тяжело. Нет, конечно, этим нужно заниматься, но при той нравственной катастрофе, которая произошла в стране, подчас необходимы меры принудительные, а где-то и карательные. Незаконно возведенные строения надо сносить. Взять такой штраф, чтобы на всю жизнь отбить охоту строиться в охранной зоне. Кто-то поджигает старые дома, чтобы построить новые. Кто-то оставляет «автографы» на наших реликвиях. Почему поджигают, стреляют, оскверняют? Может быть, потому, что не было громких судебных приговоров по тем же поджигателям домов?
А как правоохранительные органы борются с черными копателями? Скажем, свою статью «Наши Помпеи» о раскопках на Старой Рязани я обнаружила на сайте кладоискателей. А есть сайты черных копателей, которые так и называются. Есть форум кладоискателей Рязани, есть магазин, где продаются металлоискатели. Знаю, что черные копатели экипированы гораздо лучше профессионалов. При этом археологов в городе не хватает: низкая зарплата, не престижно. А вы слышали об уголовных делах против черных копателей? Я – нет.
Другой вопрос, который очень волнует. Оружие на руках у населения. Та же пневматика. Есть два вида оружия, которые может купить каждый. Первое – так называемая «мягкая» пневматика, стреляющая сферическими пластмассовыми пулями с малой начальной скоростью. Но извините, максимальная дальность стрельбы из такого оружия составляет 40-60 метров, прицельная – 10-25 метров. Второе – винтовки, пистолеты и револьверы калибра до 4,5 мм. Они стреляют свинцовыми пулями или стальными шариками. Скажем, шарик, выпущенный из пистолета модели «А-101» с пяти-шести метров пробивает бутылку из-под шампанского. Пневматическое оружие этих категорий приобретается без лицензии и не регистрируется.
То есть любой уголовник, любой психически нездоровый человек может купить оружие, которое реально причиняет вред. Не так давно известный артист Андрей Зиборов лишился глаза. Он заступился за свою жену, к которой приставали, и получил пулю из травматического пистолета. Может быть, стоит строго ограничить хождение травматики?
Деньги развращают, особенно при отсутствии культуры. Но еще больше растлевает безнаказанность. Поэтому ко всем нарушителям законов надо принимать жесткие меры.