Так считают разработчики законопроекта о новой форме индивидуальной профилактической работы с неблагополучными семьями. Если документ будет принят, нерадивым родителям придется заключать договор с соцработниками или патронатными воспитателями. В противном случае непутевых пап и мам просто лишат прав на детей.
По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, данная мера – вынужденная. «В 2010 году около 55 тысяч россиян были лишены родительских прав, – отметил он. – Причина этого как раз в несвоевременном выявлении неблагополучия и в нехватке профилактической работы на ранней стадии кризиса в семье».
Согласно законопроекту, с семьей, заключившей договор с органом соцзащиты или опеки, работает специалист. Он помогает родителям в трудоустройстве, лечении алкогольной зависимости, оказывает психологическую и юридическую поддержку. «Проблема в том, что сама семья далеко не всегда готова прибегнуть к подобной помощи и даже часто не собирается признавать, что у нее что-то не так. Получается, что этот закон ничего не изменит», – сказал адвокат, специализирующийся на семейном праве, Антон Жаров.
Оппоненты законопроекта о социальном патронате указывают и на то, что в нем присутствуют «элементы ювенальной юстиции». То есть предлагаемое решение проблемы создает угрозу произвольного вмешательства в дела семьи и разрушения семейных ценностей.
Специалисты же, работающие в социальной сфере, напротив, уверены – законопроект действительно может укрепить семьи, находящиеся в зоне риска, и, что самое главное, позволит не разлучать детей и родителей.
Но чтобы добиться ощутимых результатов, необходимо объединить усилия сразу нескольких ведомств. Важно и основательное финансовое подкрепление этого законопроекта. Специалистам придется заниматься воспитанием не только детей, но и родителей, большинство из которых не всегда отдают отчет в своих действиях.
По сути социальный патронат – не совсем новая форма работа с неблагополучными семьями. Практически тем же – оказанием психологической помощи и налаживанием внутрисемейных отношений – занимается служба участковых социальных координаторов. В Рязанской области она действует в нескольких районах. И все бы было хорошо, только специалисты, работающие в этой службе, просто физически не могут досконально проконтролировать каждую подопечную семью. К примеру, в Касимовском районе на двух участковых социальных координаторов приходится 82 семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Параллельно с законопроектом о социальном патронате в Минобрнауки разработан и законопроект, предусматривающий введение обязательной подготовки граждан, которые хотели бы взять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. При этом близкие родственники, отчимы и мачехи, с которыми дети уже живут, а также те, кто уже выступали в качестве попечителей или опекунов и имеют хорошую репутацию, от такого обучения освобождаются. «Мы проводили исследование: и по тем семьям, где родители имели соответствующую подготовку, процент возврата детей практически минимален», – подчеркнул Андрей Фурсенко.
В настоящее время утверждены примерные программы подготовки кандидатов в усыновители или в опекуны, и в регионах начинается работа по формированию системы служб содействию семейному устройству. Как отметил глава Минобрнауки, планируется, что в перспективе системы таких служб должны появиться в каждом субъекте РФ.
точка зрения
Татьяна Гросс,
главный врач Рязанского дома ребенка:
– Любое внимание, направленное на ситуацию с неблагополучными семьями, очень важно. Подобной проблеме необходимо разрешение. Принудительное составление договоров с социальной службой – шанс для родителей не потерять своих детей. Мне кажется, это очень правильное решение.
Жесткие меры будут применяться к людям, которые недолжным образом относятся к своим детям. Зачастую заставить взрослых стать добросовестными родителями может только страх потерять ребенка. Если ситуация не самая критическая, то контроль со стороны социальных работников поможет сохранить и укрепить семью. Если же ситуация в неблагополучной семье тяжелая и родители не примут предложений социальной службы, то церемониться с ними никто не станет – сделают так, как будет лучше детям.
Татьяна Боровикова,
председатель совета Всероссийского сообщества многодетных и приемных семей России «Много деток – хорошо!»:
– Родители очень обеспокоены: ведь согласно законопроекту о социальном патронате будут проводить так называемые рейды в семьи, писать акты, что ребенок, например, живет в неподобающих условиях. Фактически это – антиконституционное вмешательство в семью, развитие ювенальных технологий в школах, когда через классных руководителей, социальных педагогов устраиваются проверки.
Социальный патронат может привести к разрушению семей, к тому, что люди просто станут бояться заводить детей. Мы против того, чтобы лезли в наши семьи и в школы. Считаем, что в случае принятия этого законопроекта он реально помочь не сможет.
Мария Викулова,
учитель начальных классов рязанской школы № 69 «Центр развития образования», председатель Совета молодых педагогов Рязанской области:
– Мне кажется, что если социальный патронат будет работать должным образом, то многим семья помогут избежать распада. Тогда детей не придется разлучать с родителями, ведь что бы ни говорили, но жить с мамой и папой все-таки лучше, чем в госучреждении.
Что же касается законопроекта об обязательной подготовке будущих приемных родителей, то это очень своевременное и правильное предложение. Прежде, чем доверить ребенка, необходимо провести с каждым приемным родителем или опекуном разъяснительные беседы. По своему опыту работы в школе могу сказать, что даже родители, воспитывающие родных детей, бывают нередко педагогически неграмотны: они закрывают глаза на многие поступки своих чад, зачастую не могут найти с ними общий язык.