Во вторник в программе «сошлись» два фильма о защитниках Севастополя. Один, художественный, – в ретроспективной программе, другой – в документальной, первый снят в 1911 году, второй – в 2011, один – о первой обороне Севастополя, во время Крымской войны (1854-55 гг), другой – о второй обороне, во время Великой Отечественной.
1911 год…Русскому кинематографу всего три года. Но все уже поняли роль кино в воспитании патриотизма. И деятельный Александр Ханжонков вместе с Василием Гончаровым снимают фильм «Оборона Севастополя» («Воскресший Севастополь») под патронажем императора Николая Второго. Бюджет фильма 40 000 рублей – большие деньги по тем временам. Привлекают Ивана Мозжухина, других блестящих актеров, огромное количество массовки, создаются масштабные декорации… Премьера фильма состоялась 26 октября 1911 года в царском дворце в Ливадии, зрителями были государь и члены его семьи.
Кино создает панораму событий, рассказывает как о полководцах, так и о солдатах. Конечно, на современный взгляд, в нем много театральных эффектов, и все же мастерство кинематографистов поражает. Виден настрой людей, которые искренне старались передать героический дух отцов и дедов. Шестьдесят шесть лет отделяло кинематографистов от событий.
Почему второе название фильма «Воскресший Севастополь»? Потому что операторы Луи Форестье и Александр Рылло сняли Севастополь мирный, красивый, с памятниками защитникам города. Появляются в кадре и ветераны – французы, англичане и русские. Степенные, с седыми бородами, боевыми наградами. Русские ветераны подходят по одному к камере и вглядываются в нас, зрителей.
И в страшном сне им, да и бойцам Великой Отечественной, не могли присниться кадры наших дней, показанные в документальной ленте «Нас не слышит «Земля» Марка Муромского. По Севастополю идет колонна молодых националистов, последователей Гитлера, они требуют, чтобы русские убирались из города вон. Дрожь пробирает от этого, понимаешь: это не дикая фантазия, не постановка. Ну а истина – в устах ветеранов, доживших до наших дней. Их немного: ведь на следующий год мы будем отмечать 70-летие обороны Севастополя. Когда старики вспоминают те события, их волнение передается через экран.
В фильме много уникальной хроники из российских и немецких архивов. Создается ощущение, что находишься на поле боя. Из воспоминаний очевидцев и документов рождается история моряков и пехотинцев, сражавшихся у Херсонесского маяка и на 35-й береговой батарее. Финал севастопольской обороны трагичен: командование эвакуировалось на большую «землю», а тысячи солдат и моряков остались в «котле». Те, кто имел оружие и патроны, сопротивлялись до последнего. Левитан по радио объявил о падении Севастополя, а там еще несколько дней шли ожесточенные бои. Кто-то погиб, пытаясь эвакуироваться, кто-то покончил с собой, кто-то попал в плен.
Марк Муромский рассказал трагедию, не вынося никаких приговоров военачальникам, но его отношение севастопольской трагедии ясно читается. Автор, живущий в Подмосковье, в Озерках, приехал на показ фильма. Он – не профессиональный режиссер, выпускник физико-математического факультета. Переживал, что, возможно, из-за этого фильм не очень сильный, что из-за здоровья ветеранов пришлось использовать (совсем чуть-чуть) более ранние съемки их монологов из материалов Стивена Спилберга. Но он волновался зря: фильм не может оставить равнодушным, смотрится на одном дыхании.
Когда зажегся свет, к Муромскому подошел председатель жюри документального кино народный артист России Лев Прыгунов и стал живо интересоваться работой и теми аспектами событий, которые не вошли в фильм. Оказывается, актер еще в 60-е годы во время съемок фильма «Увольнение на берег» ходил по местам сражений в Севастополе вместе с Владимиром Высоцким. Разговор долго не прекращался…
Тем горше, что эти фильмы практически никто не увидел. На документальном сеансе было человек восемь (организаторы, жюри, режиссер), на ретроспективном – 20-30 студентов художественного училища. А на этих лентах то, что нужно и видеть, и помнить.