02:15 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2469

Стреляли…

Страшный конец бывшего ливийского лидера Муаммара Каддафи открывает, на самом деле, новую эпоху во взаимоотношениях Запада и Востока на огромном и многообразном пространстве евроазиатского континента. Политика двойных стандартов сработала в данном случае без сбоев. То, что в цивилизованном мире повлекло бы за собой многолетние расследования и разбирательства, в ливийском исполнении принято почти безоговорочно сообществом лидеров ведущих государств. Каддафи не был арестован, не подвергся суду. Он растерзан толпой, его тело вопреки всем христианским и мусульманским обычаям выставлено на всеобщее обозрение. Похоронен он был во вторник утром в неизвестном месте, в пустыне, как принято в этой стране. Войска НАТО открещиваются от участия в операции по уничтожению ливийского лидера – ООН не давала им мандат на такого рода действия. Но факт остается фактом; военная операция коалиции в Ливии была прекращена сразу же после гибели Каддафи. Главная цель, поставленная ее организаторами и вдохновителями, достигнута. Политический режим в одной из крупнейших и богатейших стран Магриба заменен на другой. Какой?

С этим пока ясности нет. Победившие в Ливии силы чрезвычайно пестры по своему составу. Здесь присутствуют разноплеменные интересы, различные религиозные течения и политические устремления. Лидеры национального переходного совета уже заявили, что страна должна жить по законам шариата. Это тревожный сигнал. Если верх в Ливии возьмут исламисты, некое равновесие в регионе будет нарушено. Светский характер власти сохраняется лишь в Сирии, Турции и с неопределенными перспективами в Египте. Выборы в Тунисе на днях закончились убедительной победой одной из исламистских партий. Если западная коалиция добивается создания именно такой конфигурации сил на Ближнем Востоке, то это выглядит более чем странным. Говорят о перспективах доминирования Саудовской Аравии в регионе. А как же тогда быть с лидерскими амбициями Турции, которые уже проявились? Вообще, как совместима демократия с исламским фундаментализмом, а шариат со светским правом? На все эти вопросы нам еще придется искать ответы, потому что они имеют касательство не только к тем, кто празднует сейчас победу в революциях и политических переворотах в этом непростом регионе.

Понятно, почему западные лидеры спешили избавиться от Каддафи без лишней огласки: слишком многие были связаны с ним финансовыми, деловыми и политическими интересами. В случае открытого судебного разбирательства все это могло бы стать достоянием общественности. Понятен даже мотив США в проведении операции по устранению с арены поверженного ливийского лидера. Соединенные Штаты живут избирательными циклами. Четырехлетие Барака Обамы сложилось не совсем удачно: экономический кризис, последствия бесславной войны в Ираке и вязкое болото антитеррористической операции в Афганистане. Перед очередными выборами срочно нужна маленькая победоносная война, общий враг, против которого должна сплотиться нация. В Ливии все получилось быстрее и очевиднее, чем в Багдаде или Кабуле. Но у этой операции могут быть непредсказуемые отдаленные результаты в виде установившегося в Триполи неуправляемого извне режима. И что тогда? Конечно, Вашингтон расположен далековато от Триполи. Но Европе, да и нам, предстоит жить рядом с этими разворошенными «арабской весной» странами – Египтом, Тунисом, Алжиром, Йеменом, Ливией, Сирией… Европа уже задыхается от давления вынужденной миграции с Востока. Исламский фактор все отчетливее проявляет себя в воспитанной христианской традицией Европе. Россия свыклась со своей многонациональностью и многоконфессиональностью. Европа пока свыкнуться не может, а Ближний Восток – близок. Политический режим, который начинает свою легитимизацию с разнузданного убийства политического предшественника, как-то не слишком внушает доверие. Бесперспективным кажется и способ смены власти толпой, опирающейся на военную поддержку извне. Если такие приемы решения внешнеполитических проблем уже вошли в обычай, нас ждут тревожные десятилетия.

Казалось бы, что нам до этих разборок на Ближнем Востоке? Во-первых, у России здесь есть свои интересы, в том числе и экономические. Во-вторых, Россия внутри себя испытывает неоднозначное воздействие так называемого исламского фактора. У нас есть свои горячие точки в исламских регионах. В-третьих, всем нам хотелось бы жить в стабильном и предсказуемом мире. Не стоит бороться за него так, чтобы вокруг не осталось камня на камне.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 201 (4004) от 26 октября 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Не стареют душой
В Рязани уже двадцать пять лет работает клуб «Фронтовые подруги»
Ольга Трубушкина
Старайтесь быть непохожими на других
Как писать новости, делать репортажи и брать интервью, рассказал на своем мастер-классе журналист «Новых известий» и преподаватель факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова ...
Елена Серебрякова
Читайте в этом номере: