Недалеко от моего дома есть перекресток, который нет-нет, да и напомнит мне о происшествии многолетней давности. И вновь болезненно кольнет совесть. Однажды я спешил по рабочим делам и увидел на перекрестке девочку-подростка, которая пыталась остановить попутку. Ее фигурка в легком пальто сотрясалась от беззвучного плача. Чуть поодаль, на обочине, лежала немецкая овчарка и тяжело дышала. Я понял, что ее сбила машина, и девочка надеялась поймать такси, чтобы отвезти несчастное животное к ветеринару. Сотовых телефонов в то время еще не было. Я тяжело выдохнул и… прошел мимо.
Наверное, лет десять минуло с тех пор, и вот я задаю себе вопрос: помню ли я, куда торопился. Что это было за дело, не позволившее предпринять даже попытку помощи? Нет, все забыто. А собака на обочине и отчаяние девочки помнятся.
Впоследствии я неоднократно убеждался в том, что строй наших мыслей и душевное расположение имеют для нас куда более важное значение, чем результат. То, какими мы были в процессе события, главнее, чем то, кем мы стали, достигнув желаемого.
Тем интереснее показался мне результат опроса, проведенного на днях Минздравсоцразвития России. Более 11,5 тыс. интернет-пользователей отвечали на вопрос, что, по их мнению, является основой душевного здоровья. Знаете, какой вариант ответа победил? «Наличие цели в жизни» – 44,2%. «Регулярный секс» – 36% проголосовавших. Меньше всего голосов набрала «религия». Ее считают основой душевного здоровья 15,2% опрошенных.
Каково душевное здоровье общества сейчас? Есть повод думать, что никудышное. Недавно стало известно, что Россия вышла на второе место в мире по количеству самоубийств – такие сведения приводит «Интерфакс» со ссылкой на данные Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского. Значит, если встать на точку зрения большинства респондентов – либо цели у нас отсутствуют, либо они неправильные. А может быть, не в целях дело?
«Нужно иметь цель и к ней стремиться». Все это, если честно, попахивает вульгарной педагогикой, плоды которой мы и наблюдаем в среде интернетовского поколения. Всегда легче подменить процесс воспитания постановкой утилитарных задач. «Стать успешным», «Сделать карьеру», «Добиться высокого уровня потребления материальных благ»… На вопрос «зачем?» такая педагогика ответов не дает.
Беда в том, что даже очень благие устремления нередко оборачиваются у нас разочарованием, если считать их самоцелью. Допустим, мечтает человек стать замечательным профессионалом своего дела. И вот он им становится. При этом ни на его общественном статусе, ни на материальном положении, ни на служебном росте личные достижения не отражаются. Примеров – сколько угодно. В такой обстановке люди либо теряют душевное здоровье, либо возвышаются над обыденностью, а это уже первый шаг к формированию религиозного сознания. Вся штука в том, что в России невозможно работать ради голого результата, необходимо еще наполнить работу личным смыслом, вложить в нее индивидуальный творческий проект, почувствовать духовную разрядку. И ничего этого не случается, пока мы тупо «рубим бабки», отказывая себе в такой великой малости, как самоуважение. Нет достоинства и самоуважения там, где цель важнее жизненного отрезка, ведущего к ней.
«А как же слова Пушкина? – спросит кто-то. – «Цели нет передо мною: сердце пусто, празден ум, и томит меня тоскою однозвучной жизни шум».
Но здесь-то как раз не по земным целям тоска, а по источнику творческого горения, который так же далек от всякого обладания и стяжания, как далеко отстоят «востоцы от запада».╗