Не знаю, обратил ли внимание кто-то из наших читателей на надписи, появившиеся на заборах в нескольких местах города минувшим летом; «Любовь, семья, дети». Сначала я заметила такую надпись в одном месте, потом – в другом, затем – еще в нескольких. Кто-то с помощью уличных граффити явно стремился закрепить в сознании общественности некий набор ценностей – очень симпатичный.
Честью говоря, я предполагала, что это чья-то предвыборная акция. Поспрашивала у сведущих людей – оказывается, это не так. Просто какая-то молодежь таким образом решила проявить себя. Этих энтузиастов, конечно, можно упрекнуть за то, что украсили своими надписями заборы. Ну уж лучше пусть они эти три слова на заборах пишут, чем привычное нашему глазу слово из трех букв.
Любовь, дети, семья – это именно в такой последовательности событий вполне может стать новой (или хорошо забытой старой) формулой успеха, подлинной жизненной целью современного молодого человека. Того, кто не слишком интересуется политикой, не готов к трудовым подвигам во имя карьеры. Если он видит смысл жизни в любви, семье, детях, что в этом плохого? Даже если таким образом проявляется мнение не большинства, но значительной части молодых людей (не думаю, что сограждане в возрасте посвятили свое время сотворению граффити на заборах), все равно это вселяет надежду на некий перелом в общественном сознании. Мы постепенно становимся нормальным, пережившим потрясения обществом.
Социологические опросы подтверждают, что для 48 процентов россиян любовь важнее карьеры. Абсолютное большинство новобрачных в России – 91 процент – заключает свой семейный союз по любви. Только 3 процента опрошенных признались, что вступают в брак по расчету. Прагматичные социологи тут же дополнят эту информацию сентенцией о том, что как раз браки по расчету оказываются самыми прочными. И куда девается любовь к моменту развода, который в большом количестве молодых семей сегодня случается на первом году семейной жизни? Тут тоже особенных секретов нет. Те же самые вездесущие социологические опросы подтверждают, что больше половины женщин в современной России недовольны зарплатой своих мужей, ссоры из-за денег регулярно происходят в каждой второй ячейке общества. А если вспомнить при этом, что рукоприкладство со стороны своей второй половины готовы простить 69 процентов мужчин (!?) и 10 процентов женщин, семья представляется некой ареной для состязаний, а не союзом любящих сердец.
Все это наводит на грустные размышления, но результаты других социологических исследований не позволяют нам впасть в меланхолию. Шесть тысяч россиян в крупных и небольших городах России спросили о том, с чем у них возникают ассоциации, когда они слышат слово «дети». Результаты опроса обнадеживают: 13 процентов считают детей радостью, 11 процентов – счастьем, 6 процентов привычно назвали их «цветами жизни», еще 8 процентов опрошенных неразрывно связывают детей с семьей и любовью. Совсем как те, неизвестные нам авторы надписей на рязанских заборах.
И еще один результат изучения общественного мнения настраивает нас на оптимизм. Составляющими женского счастья 65 процентов наших сограждан назвали любовь, 56 процентов – семью и 51 процент – материнство. Понятный всем набор ценностей. Ради этого стоит жить, даже если жизнь вокруг не так прекрасна, как мечталось в розовом детстве.