Не запамятовал; никогда по неуважительной причине не пропускал легкоатлетический пробег памяти великого русского поэта, нашего земляка Сергея Есенина.
Одна из причин: посчастливилось быть у самого истока ставших традиционными соревнований. Не могу памяти-традиции изменить. Да и с верными друзьями встретиться – с теми, кто начинал пробег и кто не позволяет ему затухнуть, с наставниками и бегунами, многочисленными группами поддержки из спортчиновников и просто любителей «королевы», прибывающих из разных российских городов и весей...
После старта сажусь в автомобиль в прошлом великолепного гребца, мастера спорта СССР, ныне руководителя спорта в Ряжском районе Александра Нефедова. Он – за рулем. В салоне тесновато: рядом – жена Марина, также мастер спорта СССР, тренер по лыжным гонкам, и двое воспитанников, только что пробежавших в Рыбном свои, короткие, дистанции. Катим по шоссе, к пункту питания, чтобы подкормить бегущих полумарафон. Успеваем не только следить за перипетиями борьбы на трассе, но и переворошить прошлое, прикоснуться к наболевшему, заглянуть в будущее…
В старые добрые времена в плеяду высококлассных бегунов, стайеров мирового класса входили и рязанцы. Марафонец Виктор Байков добывал медали чемпионатов Европы, был рекордсменом мира в беге на тридцать километров. Долго держался рекорд планеты Владимира Дудина в стипль-чезе – трехкилометровой дистанции с препятствиями. Вторым номером (после легендарного Петра Болотникова!) в сборной СССР шел Юрий Никитин. Александр Федоткин атаковал олимпийский пьедестал. Последним из могикан был ныне работающий в спорткомитете города Касимова Владимир Меркушин, в свое время, по итогам года, входивший в десятку лучших советских бегунов на нескольких дистанциях – от стипль-чеза до марафона. То было благодатное время для «выращивания» стайеров: достаточно назвать легкоатлетические кроссы, в финале которых разыгрывались призы газеты «Правда», а на отборочных – по всей стране – награды областных изданий.
В девяностые годы прошлого века с легкой руки высоких чиновников эти поистине всенародные соревнования были уничтожены, недоброму примеру последовали и в провинции, в том числе на Рязанщине. С гордостью констатирую: в моем родном крае не только делали первые шаги, но и возрождались снова (с помощью облспорткомитета) в спортивной годовой программе ставшие впоследствии сверхпопулярными пробеги. Один из них – на родине Сергея Есенина. Словом, необходимую замену прошлому мы нашли…
Не только громкое имя, присвоенное пробегу, стало своего рода энергией притяжения – сам формат соревнований получился привлекательным: спортсмены и просто любители бега жаждали проверить себя, свои силы уникальным экзаменом – атакой на марафон, самую длинную классическую дистанцию в легкой атлетике. Впрочем, это относится и к есенинскому лыжному марафону, и к пробегу Касимов – Гиблицы в честь летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза Владимира Аксенова. К сожалению, в последние годы на наши соревнования обрушилась «болезнь усечения» (эта беда обошла стороной только лыжные старты в Клепиках): в Рыбновском районе убрали 42 километра 195 метров (остался полумарафон), пробег от Касимова до родины космонавта сократился до дистанции Гусь-Железный – Гиблицы, в «Кроссе наций» самый серьезный экзамен – только пятикилометровка, десять тысяч метров из программы изъяли. Мы, в итоге, многое потеряли, потеряли хотя бы малую возможность – с помощью соревнований способствовать росту мастерства стайеров.
Беды стряслись в силу чуть ли не единственной причины: проведение соревнований в центре городов, на ленте шоссе причиняет определенные неудобства людям, которые в это время на авто, общественном транспорте передвигаются по своим, зачастую неотложным, делам, а организаторам состязаний приходится выслушивать немало «крупных» нареканий. Неужто нет выхода? А если попробовать? Полагаю: не такая уж неразрешимая проблема – по окончании пятикилометровой дистанции «Кросс наций» (пусть это будет промежуточный финиш) элиту, желающую преодолеть «десятку», пустить по маршруту «Соборной версты» – проходящему транспорту это не помешает. Особых неудобств водителям авто не доставит и возвращение в программу есенинского пробега марафонской дистанции – легкоатлеты, стартовав в Константинове, бегут в сторону Рыбного, когда движение уже практически перекрыто. При нынешнем интенсивном автомобильном движении на шоссе от Касимова в сторону Рязани аксеновский пробег в первозданном виде возобновить практически невозможно, а если, как и в Рязани, после финиша в Гиблицах, добавить пятерку-десятку километров по трассе, где машин не так уж и много? В Туме проблемы с трассой не существует: соревнования проходят вдали от бойкого шоссе, в сосновом бору. Увы, тут проблема иная: тумчане давно мечтают о своей современной лыжной базе. Об этом же мечтают мои друзья по «экскурсии» вдоль соревновательной трассы Марина и Александр Нефедовы и их воспитанники. Подобные спортсооружения не помешали бы Рязани, Скопину, Сасову. К сожалению, их пока нет, а были бы такие современные базы и трассы, с необходимым перепадом высот, мы убили бы двух зайцев – и лыжников высочайшего класса готовили, и стайеров с мировыми именами растили.