05:16 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2604

Людмила Буркина: «У нас абсолютно прозрачное распределение средств»

Проведение выборов – дело серьезное, требующее соответствующих финансовых вложений. Но, как и в любом серьезном деле, затраты должны быть четко аргументированы и оправданы. Когда речь заходит об избирательной кампании, избиратели задают вопрос; откуда берутся деньги на все эти предвыборные акции, и куда они расходятся? Вернее, расходуются. Понятно, что чем выше статус избирательной кампании, тем больше сумма ее финансирования. А о том, какие средства получают главные организаторы выборного процесса – избирательные комиссии – на подготовку и проведение выборов, и куда они направляются, мы спросили у начальника отдела – главного бухгалтера Избирательной комиссии Рязанской области Людмилы Буркиной.

Людмила Викторовна, Вы работаете бухгалтером областной избирательной комиссии со дня ее основания. Насколько сложен процесс финансирования выборов? Ведь существует целая система распределения средств в комиссиях разных уровней.

– Действительно, финансирование происходит за счет четырех бюджетов в зависимости от уровня выборов: от сельских поселений до федеральных органов. Сейчас проходит избирательная кампания депутатов Госдумы шестого созыва, поэтому и финансирование осуществляется из федерального бюджета. На проведение этих выборов в регион выделено 60 миллионов 329 тысяч 900 рублей. Эти средства распределяются между комиссиями разных уровней. 71 процент от этой суммы направляется в участковые избирательные комиссии. Территориальные избирательные комиссии получают 10,5 процента. В Избирательной комиссии Рязанской области остается 3,5 процента финансирования.

Средства распределены. Что происходит с ними дальше? На какие нужды они расходуются?

– Статьи расходов разные: от канцелярских до технического обеспечения процесса голосования на участках. Это и транспортные расходы, и сборка-разборка технического оборудования, и уборка помещений, и компьютерная обработка документов. Основной процент поступающих в УИКи средств идет на оплату труда членам избирательных комиссий с правом решающего голоса. Но стоит учесть, что в УИК работает порядка пяти-четырнадцати человек, а комиссий такого уровня в области – 1057. Таким образом в избирательной кампании участвует одних только членов избирательных комиссий около 9 тысяч человек. Помимо этого привлекаются граждане для выполнения работ на договорной основе около 5,5 тысяч. У территориальных избирательных комиссий обязанностей еще больше: они ведут бухгалтерский учет, делопроизводство, архивную обработку документов. Это требует дополнительных вложений.

На областную избирательную комиссию, надо полагать, возлагаются дополнительные обязанности?

– Ко всему прочему ей вменяется изготовление печатной продукции (приглашения избирателям, бюллетени, информационные стенды и плакаты) и приобретение технологического оборудования, в том числе кабин для голосования и в этом году – ксероксов для территориальных комиссий. Обеспечение избирательных комиссий технологическим оборудованием и их обслуживание в этом году составило около пяти процентов от общей суммы расходов.

А что Вы скажите о технических средствах? Комплексы обработки избирательных бюллетеней, которые будут использоваться на избирательных участках Рязани в грядущие выборы, также приобретаются за счет Облизбиркома?

– На 55 избирательных участках будут установлены 110 КОИБов и принтеры к ним – за счет федерального центра. Расходы по обслуживанию КОИБов составят 1,3 процента от той суммы, которая выделена на эти выборы в Рязанскую область.

Не уходя от разговора о целесообразности серьезных финансовых затрат, как Вы считаете, насколько КОИБы себя оправдывают?

– Пока рано делать какие-то выводы на этот счет. Хотя уже можно говорить наверняка, что применение комплексов обработки электронных бюллетеней позволят со временем уменьшить количество затрат комиссий.

Средства также направлялись на правовую подготовку избирателей?

– Да, в 2007 году была утверждена трехлетняя программа «Повышение правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучение организаторов выборов и референдумов в Рязанской области на 2009-2011 годы». Финансирование её осуществляется из федерального и областного бюджетов. В основном, средства программы идут на изготовление и размещение информации о выборах: стенды, перетяжки, теле- и радиооповещения и так далее. Сюда входит проведение конкурсов, фестивалей по избирательному праву, ежеквартальный выпуск тематического журнала областной избирательной комиссии и другой литературы, освещающей избирательный процесс, семинары с председателями, заместителями председателей и секретарями территориальных избирательных комиссий и многое другое. Стоит отметить, что большинство этих мероприятий направлено на молодежь. В настоящее время действует аналогичная программа, принятая на период 2010-2014 годов.

Не менее важный вопрос, интересующий избирателей, – контроль за расходованием средств.

– Однозначно могу сказать, что распределение средств у нас абсолютно прозрачно. Во-первых, все расходы прописаны в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ». Во-вторых, утверждение расходов происходит на заседаниях комиссий, которые всегда открыты для посещения. После их утверждения, постановления появляются на интернет-портале комиссии. В-третьих, существует масса проверяющих органов, как региональных, так и федеральных. Например, контрольно-ревизионная служба при избирательной комиссии области, которая создается из числа специалистов различных государственных органов: налоговой службы, Сбербанка, Центробанка, Министерства финансов, Счетной палаты. Центризбирком осуществляет контроль финансов, выделенных региональным избирательным комиссиям, силами специалистов своего Контрольного управления.

Что касается распределения средств в комиссии субъектов, здесь произошли какие-то кардинальные изменения?

– У истоков работы комиссии, в 1995 году, когда она была зарегистрирована как юридическое лицо, все было новшеством, не было областного закона об избирательной комиссии Рязанской области. Из-за несовершенства законодательной базы и системы в целом возникали проблемы с финансированием. Как впрочем, и у многих в то время. Тогда мы опирались на законы о проведении выборов: федеральных, областных и муниципальных. Теперь систему распределения средств в комиссии можно считать четко отработанной.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 208 (4011) от 04 ноября 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Страна, где мы
В начале этой недели сын-первоклассник подошел дома к настенному календарю, чтобы обозначить ноябрь. Заметив, что 4-е число выделено красным цветом, поинтересовался: «Какой праздник ...
Людмила Трухина
Избрали президента
Традиционный, четвертый, фестиваль «Наши выборы – наша ответственность» завершился в Рязанском институте развития образования
Читайте в этом номере: