02:09 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2778

Отцы и дети

Многодетный отец из Санкт-Петербурга отстаивает в Конституционном суде свое право не быть уволенным по сокращению штатов, так же как и многодетная мать по действующему законодательству. Другой многодетный отец в Татарии бьется в суде за материнский капитал, который не успела получить его умершая жена. Одинокие отцы в столице объединились в сообщество «Мапулечки Москвы» для того, чтобы успешно воспитывать своих детей, оставленных мамами.

Это все факты нашей с вами действительности, в которой роль отца в семье всерьез не обсуждается, и потому принижена. У нас, конечно, довольно острая ситуация с неполными семьями. Демографы считают, что примерно треть детей рождается в неполных семьях. В этом смысле Россия – вполне европейская страна, там количество неполных семей практически такое же. Российская неполная семья – это, как правило, мама и дети. А где же отцы? В 2008 году, по данным статистики, в России 300 тысяч отцов воспитывали детей в неполных семьях. Это меньше, чем в США (15 процентов) и во Франции (20 процентов неполных семей). Но социологи утверждают, что число одиноких отцов, воспитывающих детей самостоятельно, в России растет.

В большинстве неполных семей, где главный человек – мама, ушедшего папу рассматривают не в качестве отца, а только как плательщика или неплательщика алиментов. По телевидению без конца демонстрируют сюжеты о том, как делят детей и имущество обеспеченные разводящиеся пары или медийные фигуры. В отечественной судебной практике принято при разводе оставлять ребенка с матерью.

Так же часты и сюжеты о том, как российские женщины, вышедшие замуж за иностранцев, бьются в зарубежных судах за своих детей. Нам кажется странным и несправедливым, что отец имеет такие же или даже большие права на общение с ребенком, на воспитание ребенка, как и мать. А он и в самом деле имеет равные с женщиной права в этой сфере.

Я уже слышу возражения о том, что большинство российских разводящихся отцов добивается права общения с ребенком только в отместку бывшей супруге. А если все наоборот? И разведенная женщина наотрез отказывает отцу ребенка в праве на общение с ним. Это не манипуляция?

В результате сотни тысяч наших детей, и мальчиков и девочек, растут без отцовского воспитания. В этом нет ничего хорошего. Более того, мы как на героев смотрим на отцов, которые посвящают свою жизнь воспитанию детей. Мужчина-добытчик, мужчина-хозяин представляется идеалом в нашем обществе. Нам почти неинтересен мужчина-отец. Вот мы скоро будем отмечать День матери. А почему в России нет Дня отца? Мы ведь даже не задаемся этим вопросом.

Такой подход к роли отца в семье характерен, может быть, для крестьянской, сельской семьи. Но Россия – давно уже не крестьянская страна. Только 12 процентов русских живет в сельской местности. Наверное, поэтому у горожан в первом или втором поколении так все перепуталось в сознании. И роль мужчин изменилась, и уверенность в том, что семья может обойтись без отца, доминирует в обществе. Партнерский, а не патриархальный брак предполагает равные права и обязанности супругов. В том числе и равные права на воспитание детей.

Культ матери – это российский, православный культ. Но я уверена: нам нужен культ отца. Девочка, у которой есть любящий и любимый папа, имеет больше шансов стать счастливой и успешной в будущем. Мальчик, воспитанный сильным и мудрым отцом, для своих детей и своей женщины будет таким же. Исключения из правила в данном случае правило только подтверждают.

Сегодня мы, женщины, можем быть сильными, успешными, умными, богатыми, красивыми… Мы можем практически все. Но, наверное, заменить своим детям отцов большинство из нас не в силах. Пусть добиваются успехов те отцы, которые отстаивают свои отцовские права в интересах детей. Хочется, чтобы они были рядом – отцы и дети.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 211 (4014) от 10 ноября 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Пространство Срезневского
Два десятилетия жизни рязанского учителя Н.В. Колгушкиной отдано изучению научного и духовного наследия выдающегося ученого-слависта
Татьяна Банникова
Скопин литературный
Осенние чтения – пора итогов и открытий
Виктор Баженов
Читайте в этом номере: