20:42 МСК
Вторник
06 / 12 / 2022
2920

Станислав Говорухин – художник и политик

Как уже сообщала наша газета, Рязань посетил известный режиссер, актер, сценарист Станислав Говорухин. Народный артист России в кинотеатре «Дружба» представил рязанской публике свой новый фильм «Пассажирка». Автор знаменитых фильмов – «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Десять негритят», «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли» и других не нуждается в представлении. Известен он и своими актерскими работами. Одна из самых известных – роль криминального авторитета Крымова в легендарной «Ассе». Станислав Сергеевич давно занимается политической деятельностью. Он несколько раз избирался в Государственную Думу, некоторое время возглавлял комитет по культуре. Предлагаем вашему вниманию несколько фрагментов из пресс-конференции Станислава Говорухина рязанским СМИ.
Автор фото: Владлен Гордиенко | Станислав Говорухин – художник и политик
Фото автора.

О зрителе

Мое кино адресовано абсолютно всем. Но сегодняшний зритель, который заполнил залы кинотеатров, в основном, во-первых, не читает книги, во-вторых, – вырос на криминальной улице. Это человек другого государства, другой страны. Он родился и вырос в период самой большой в нашей истории криминализации страны. Эти дети играли не в Тарзана как молодое поколение послевоенной страны, а в героев "Бригады", в Сашу Белого. Их кумирами были четыре отморозка из "Бумера". Они выросли на американском кино, где властвует парад аттракционов. Короче, это совершенно другой зритель.

Сегодня население России можно разделить на две части: одна из современной страны, а одна – из СССР. При советской власти было много плохого, но было и немало хорошего. И это надо четко себе представлять. Сегодняшнего зрителя не возьмешь "за ухо" и не поведешь на мой фильм "Пассажирка" или на картину Михалкова "12". Они иначе воспитаны. Им другое кино уже не интересно.

Мое время в кино закончилось, моего зрителя в кинотеатрах нет.

О фильме"Пассажирка"

Я давно хотел снять фильм по прекрасной повести моего любимого писателя Станюковича. Ровно сорок лет назад в главной роли планировал Марину Влади, с которой тогда дружил. А когда этот проект не осуществился, пригласил Наталью Гундареву. Но тогда мою задумку в Госкино сочли "безыдейной", и сценарий лег на пресловутую "полку".

Тогда бы картина была более своевременной, ведь еще был мой зритель, которому не чужд романтизм, порядочность, в том числе в отношениях с женщиной.

А теперь место моего зрителя занял в кинозале так называемый "любитель попкорна", которому глубоко "по барабану" светлая и чистая история. Ему подавай лишь экшн и драйв.

Моя же публика сидит в лучшем случае у телевизора. Заметьте, настоящей интеллигенции в кинотеатре нет.

О судьбе своих фильмов

Меня судьба собственных фильмов совершенно не волнует. Я знаю, что они востребованы публикой. Начиная с дипломной работы "Вертикаль", которая не сходит с телеэкранов, и кончая последними работами. О "Месте встречи…" уже не говорю, меня все просят снять его римейк, но, считаю, что это совершенно бесполезное дело. И заниматься съемками продолжения этого фильма не намерен.

О фильме "Так жить нельзя"

Этому фильму исполнилось 20 лет. И у меня не очень хорошие воспоминания о нем. Я считаю, что он, к сожалению, не сыграл никакой положительной роли. Все случилось ровно наоборот тому, что я предполагал. В фильме шла речь о том, что пора покончить с тоталитаризмом, что надо выращивать ростки демократии… А результат оказался совершенно противоположным. Больше так экспериментировать я не хочу, потому что в нашей стране благие намерения обычно терпят фиаско.

О новой реформе кинематографа

Как Геббельс, который при слове культура хватался за пистолет, так и ваш покорный слуга готов схватиться за автомат Калашникова при словосочетании "реформа кино".

Вообще слово "реформа" после этих ужасающих пертурбаций 90-х не могу слышать. И сегодняшняя реформа ничем не отличается от предыдущих, к сожалению.

Государство выделяет на кинематограф деньги, причем больше, чем прежде. Но пока что, уже полтора года, не финансируется ни один фильм. Почему? Потому что решили деньги на кинематограф давать через какой-то фонд. Но его еще надо создать. А это – помещения, бухгалтерия, кассир, машина, и т.д. и т.п., а кино тем временем не снимается.

Так, на "Мосфильме" нет в запуске ни одного фильма. И из кино уже начало уходить второе звено – помрежи, осветители, костюмеры… Никому не хочется сидеть в неоплаченных отпусках. А ведь это люди, на которых держится кино.

Мы уже это пережили в начале 90-х, когда по "Мосфильму" бегали крысы. В 1996-м Госдума приняла закон о поддержке кино, и оно стало потихоньку оживать… А сейчас – вновь возвращение в лихие 90-е. Даже не знаю, как быть, потому что время идет, а кино не снимается. Это значит, что еще два-три года наши дети будут смотреть только американские фильмы. Вот такая сейчас ситуация: вроде бы государство пошло навстречу, а кино не финансируется.

О творческих планах

У меня в планах – снять фильм по истории, которую мне рассказал старший товарищ, ныне покойный, гвардии капитан, Герой Советского Союза Саша Милюков. Дело происходило 8–9 мая 1945 года в Германии. Четверо наших офицеров на трофейной машине решили смотаться в Париж. Она очень смешная, и мне самому очень нравится. Если найдутся деньги, постараюсь ее снять.

Кроме того, только что закончил картину – эдакий пустячок, довольно смешной, правда, "непопкорновый", скорее, интеллектуальный, построенный на диалогах. Вся она сделана под музыку джаза. Она так и называется "… в стиле джаз". Картина уже готова, правда, зритель ее еще не видел.

О фильме "Аватар"

Говорят, он совершил революцию в кино. А я считаю, что контрреволюцию, так как лет десять весь кинематограф будет занят только этими компьютерными штучками. А это путь в никуда. Признаюсь, порадовался, что не режиссеру "Аватара" дали "Оскара", а его бывшей супруге, которая сняла настоящее кино.

На меня лично "Аватар" произвел чудовищное впечатление: пошел с супругой в замечательный кинотеатр, посидел там 20-30 минут, и мне стало тошно. Это же никакое не открытие – стереокино мы знаем давным-давно. То есть, эффект был известен давно, но для того, чтобы сделать его массовым и масштабным, нужны были огромные "бабки". Их нашли, не пожалели и выиграли кассу.

Но я же не ребенок, чтобы тридцать минут смотреть на спецэффекты – и отправился в бар, посидел там с полчаса, вернулся, говорю: "Жена, пошли домой". Главная беда – все начнут "Аватару" подражать, особенно наши, так как у нас кино обезьянье.

О будущем отечественного кино

У меня большие надежды не на мастеров, на всех этих Меньшовых, Говорухиных, Михалковых, а на молодежь. Потому что средний возраст работает на публику. А молодежь занимается проблемами маленького человека, лишь это – предмет искусства. А увлечение компьютерными играми – естественно, не искусство кино.

Конечно, не все молодые снимают настоящее кино, есть и такие, которые делают фильмы, чтобы получить призок в Роттердаме и Сан-Себастьяне. И это не так сложно. Достаточно показать тому жюри и той публике Россию как страну дикую, грубую, невежественную. Это такие фильмы, как "Короткое замыкание", где русские – это абсолютные дебилы, или "Бубен, барабан" – о заведующей библиотекой, которая ворует книги и продает их на станции, на вокзале.

Мне лично нравятся фильмы Ларисы Садиловой, Оксаны Бычковой, Алексея Попогребского и других талантливых режиссеров.

О рязанской культуре

Если говорить о Рязани, то тут во многом нужно помочь вашей культуре. Например, я только что приехал сюда из художественного музея. Я обычно в каждом городе, в котором бываю, посещаю музей, потому что люблю живопись. Особенно, конца XIX начала XX века. Здесь, у вас, изумительный музей. Просто обалденный. Но удивительно: в этих огромных красивых залах, где висят просто шедевры, ни одного человека. Как так может быть?

И что меня поразило, говорю директору музея: "Подарите мне ваш альбом", а она отвечает, что у них его нет, так как на выпуск нет денег. Художественный музей не может выпустить альбом с репродукциями Брюллова, Шишкина, Коровина и других. У вас же присутствует весь букет знаменитых имен…

Так что мы с моим хорошим товарищем Олегом Ивановичем Ковалевым обязательно поговорим на эту тему.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 43 (3594) от 12 марта 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Продолжение памяти
Новейшее справочное издание «Великая Отечественная война без грифа секретности. Книга потерь» на основе ранее закрытых для печати архивных документов уточняет число погибших в страшную ...
Татьяна Банникова
После Ванкувера – Лондон и Сочи
Нашу область с рабочим визитом посетил министр спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталий Мутко.
Вячеслав Чирков
Читайте в этом номере: