Современное развитие образовательных учреждений, будь то школа или детский сад, возможно при условии, если они работают в экспериментальном режиме, а исследовательская деятельность является неотъемлемой частью процесса обучения и воспитания. Наглядно это было продемонстрировано на первом региональном фестивале экспериментальных площадок образовательных учреждений области.
В очном туре фестиваля, который прошел на базе рязанской школы № 14, приняли участие 20 лучших экспериментальных площадок; всего же в регионе их работает более четырех десятков. Именно с помощью экспериментальных площадок, как объясняют организаторы фестиваля, в школах апробируются новые методы и формы обучения и воспитания, позволяющие, как того требуют образовательные стандарты второго поколения, подготовить конкурентоспособного выпускника, умеющего самостоятельного принимать решения и ориентировать в окружающем мире.
Так, например, в рязанской школе № 1 Пронского района разрабатывается модель образовательного учреждения полного дня, когда дети, помимо учебы, могут реализовать себя в любимом деле. Сейчас в школе действую 40 объединений дополнительного образования, развивается волонтерская работа. Пройти путь от образовательной школы до школы «без границ» – такова, как поясняет руководство образовательного учреждения, стратегия их инновационного проекта.
А в касимовской школе № 2 имени академика Уткина экспериментальная работа заключается в том, что небольшими исследованиями здесь занимаются сами ребята под руководством учителей. Как объяснила завуч школы Елена Малиновкина, на данный момент эксперимент успешно завершен, и поэтому теперь включение исследовательских методов в процесс обучения входит в этом образовательном учреждении, что называется, в штатный режим.
По итогам фестиваля экспериментальных площадок первые места заняли рязанская школа № 1, новомичуринская школа № 1 Пронского района, а также специальная (коррекционная) школа-интернат «Вера». Инновационные, исследовательские и практико-ориентированные проекты этих образовательных учреждений жюри признало лучшими.
Как рассказала «РВ» заместитель министра регионального образования Ольга Щетинкина, экспериментальный опыт победителей будет обобщен, доступ к нему с помощью Интернета смогут получить все образовательные учреждения региона.