05:52 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
5019

Генерал из Гоголовки

Как мальчишка из пителинской деревни стал летчиком-асом, летчиком-снайпером

В Пителинском районе стояла когда-то на левом берегу реки Пет деревушка Гоголовка. Располагалась она на высоком и крутом бугре, похожем на птичий хохол (гогол). Рядом к реке выходил глубокий овраг с ручьем Урица. Место красивое, видное; умели наши далекие предки выбирать участки под заселение. До Великой Отечественной войны население деревни сохранялось, а потом случилось несчастье; в одночасье разбушевавшийся «красный петух» уничтожил пол-улицы. От такого пожара Гоголовка уже не оправилась, стала пустеть и хиреть, а затем и вовсе обезлюдела.

Призвание – авиация

Генерал-майор авиации в отставке – Николай Митрофанович Абрашкин родился в Гоголовке 17 ноября 1943 года. Вспоминая о своих детских годах, он рассказывает: «Несмотря на то, что я прожил в Гоголовке только первые девять лет жизни, образ ее никогда не сотрется из моей памяти. Там я появился на свет, там познавал мир. На речке Пет, до которой рукой подать, учился плавать и удил рыбу. Места кругом живописные: есть где ягоды, грибы, орехи собирать, есть чем любоваться. Ходили с ребятами за яблоками на бывший Шемякин хутор (километра три от деревни), где сохранился обширный и ухоженный с правильно разбитыми дорожками сад.

Полдеревни было у нас Абрашкиных, полдеревни – Игнаткиных. Мой отец, Митрофан Антонович Абрашкин, участник Великой Отечественной войны, всю жизнь проработал ветфельдшером. Его хорошо знали и уважали в округе. Умер рано, в 56-летнем возрасте. Мать, Надежда Тихоновна, уроженка села Балушевы Починки, 52 года проработала рядовой колхозницей. Умерла в январе 2008 года. Старшая сестра Людмила, как позже и я, и другие наши сверстники, ходили пешком в Станищинскую начальную школу, что была за четыре километра.

После того, как я закончил второй класс, наша семья переехала на родину матери – в Балушевы Починки. Нечего спорить, и там места живописные: Ока-красавица, леса, поля … Но тянула родная землица. Оставались родственники в селе Пет, куда неоднократно наведывался. Заглядывал и в милую Гоголовку. Вот и последнее время, хотя от деревни ничего не осталось, приезжал несколько раз на знакомый с детства бугор, ловил рыбу в Пету, бродил по памятным местам. Хоть судьба меня бросала по разным городам и весям, сейчас вот в столице-матушке обосновался, но нет для меня милее пителинской земли».

Окончив Балушево-Починковскую семилетку, Николай оказался перед выбором: чем заниматься дальше, какую профессию выбрать. В таком возрасте трудно определиться самому. По примеру знакомых сверстников подросток поступил на учебу по специальности «технолог литейного производства» в Касимовский индустриальный техникум. Отучившись, полгода проработал на авиационном заводе в Уфе, где выпускались двигатели для истребителей МиГ. Тогда юноша и не думал, что большую часть жизни посвятит авиации.

А тут пришел срок армейской службы. И попал парень в город Куйбышев, но не в обычную строевую часть, а в подразделение, обслуживающее авиационный полк. Познакомился с курсантами, проходящими летную практику. Вскоре стал разбираться в марках и типах самолетов. А как-то поинтересовался у курсантов, насколько сложно осваивать навыки пилотирования. А они, в свою очередь, спросили: «Сам-то не хочешь поступать в авиаучилище?». – «А разве деревенских туда принимают?» – удивился Николай. В ответ раздался дружный хохот: «Среди нас немало деревенских». И Николай решил поступать.

Задуманное осуществил. Став в 1964 году курсантом Оренбургского высшего военного авиационного училища, Абрашкин убедился, что правильно выбрал свою жизненную дорогу. Он почти четверть века прослужил в Военно-воздушных силах Балтийского флота. Прошел путь от рядового летчика до заместителя командира эскадрильи самолетов-ракетоносцев Ту-16. Пилотировал все типы самолетов ВВС Балтфлота, провел в небе за штурвалом в общей сложности около 3,5 тысячи часов.

На протяжении многих лет совершал разведывательные полеты. Барражировал в основном вдоль морских границ. Однажды, ввиду чрезвычайной напряженной обстановки, провел за штурвалом без посадки, с двумя дозаправками самолета в воздухе девять с половиной часов! Это ли не подвиг! Чтобы хоть как-то представить себе подобное, попробуйте просто просидеть на стуле 9,5 часа. Вряд ли у вас получится. После этого полета Абрашкин, и так будучи довольно сухого сложения, похудел на четыре килограмма.

Или другой случай боевого дежурства. Линкор НАТО «Айова» отправился в порт Швеции. А на борту линкора – 32 крылатые ракеты «Томагавк», противокорабельные ракеты «Гарпун», четыре автоматизированных зенитных артиллерийских комплекса «Вулкан» и прочее. Летчик Абрашкин трое суток (с небольшими перерывами на отдых) отслеживал маршрут следования линкора.

Воздушный снайпер

На парадном кителе генерала, помимо орденов и медалей, есть значки «Заслуженный военный летчик РФ» и «Военный летчик – снайпер». «Как это: летчик – снайпер?» – удивятся иные. А кем нужно быть, чтобы поразить цель (огнем пулеметов или бомбовым ударом) на огромной скорости, когда в распоряжении – секунды? Наземный снайпер не спеша выбирает для себя удобную позицию, проверяет дальномером расстояние до объекта, тщательно прицеливается. У летчика таких возможностей нет.

Так вот, наш земляк на скорости 600-900 километров в час попадал корректируемой авиабомбой в двигавшийся «танк» (и, понятное дело, в макеты кораблей тоже). Однажды на ученьях один генерал из числа инспектирующих усомнился в меткости летчика Абрашкина. Молодой офицер не стушевался, а заявил, что на спор (ящик коньяка) попадет даже в генеральскую фуражку. Все просто остолбенели от такой дерзости. Но и генерал на попятную не пошел. Спор Абрашкин выиграл. На земле его ждал оговоренный приз – ящик коньяка.

Одним из первых в стране Н.М. Абрашкин освоил новый дальний сверхзвуковой ракетоносец – бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Ту - 22м. Этот самолет развивал скорость в 2,5 раза выше скорости звука.

Наш земляк летал на нем пять лет и подготовил к полетам еще 17 человек. На подготовку каждого из них уходило от трех до четырех месяцев. Дело в том, что управление различными типами самолетов кардинально отличается. Каждая конструкция, по сути, уникальна. Это совсем не то, что пересесть из салона автомобиля одной марки в другую. Освоение нового типа самолета приходится начинать буквально с нуля. А Николай Митрофанович освоил 13 (!) типов, из них пять новых сверхзвуковых. Таких асов в авиации не так много.

За большой личный вклад в дело укрепления обороноспособности государства Российского генерал-майор Н.М. Абрашкин был удостоен ордена Александра Невского. Когда начался развал СССР, начали рушиться десятилетиями налаживаемые экономика и обороноспособность, он с болью в сердце принял трудное решение – подал рапорт об отставке. Обосновался в Москве. Без дела быть не привык и вскоре нашел применение своей кипучей энергии. Ныне Н.М. Абрашкин является генеральным директором научно-производственного центра «Промдрагмет».

Летом генерал в отставке много времени проводит на родине матери – в Балушевых Починках. Он заботится о своих земляках: помог в газификации села, подарил местной школе компьютер.

Василий Кашаев,

р.п. Пителино

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 216 (4019) от 17 ноября 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Овощи на дом – заказ по телефону и через Интернет
готовится предложить фермер Пеньшин
Олег Дробышев
Самое главное – общение
В Рязани завершилась неделя Белой трости
Ольга Трубушкина
Читайте в этом номере: