Подумалось, что время, выбранное для опроса, не вполне удачно для счастья. Ноябрь, как утверждают психологи, самый неблагоприятный для самочувствия в году месяц – темно, сыро и уныло. Как будто сама природа не располагает к позитивному настрою. Однако выяснилось, что исследование только обнародовано в середине ноября, а проведено еще солнечным сентябрем.
А в это же время, два месяца назад, европейские коллеги российских социологов (Гамбургский фонд вопросов будущего) задавали аналогичные вопросы о счастье жителям 13 государств Европы, в том числе и нашим соотечественникам. Если верить полученным данным, то мы заняли последнее, тринадцатое, место по степени «осчастливленности», уступив даже странам бывшего соцлагеря.
Изучив более внимательно результаты обоих исследований, лишний раз убеждаешься: какие мы разные! Например, среди европейцев, чувствующих себя счастливыми, значительная доля проживает в сельской местности. Россияне же из «глубинки», напротив, более пессимистично смотрят на свою жизнь. «Там» больше позитивно настроенных среди людей солидного возраста, у нас свое состояние словами «жизнь удалась» охарактеризовали преимущественно 18-24-летние. И лишь одна существенная характеристика объединяет всех: индекс счастья напрямую зависит от уровня доходов. Чем он выше, тем более благополучными ощущают себя люди.
Помнится, в школе мы очень любили проводить свои социологические исследования: делали из обычной тетради анкету с наивными вопросами «твоя любимая книга, фильм, музыкальная группа», а также «что такое счастье, любовь, дружба» и предлагали ответить одноклассникам, да и всем, кто попадался под руку. В том числе и родителям. Свидетельство детской забавы сохранилось в домашнем архиве. Пролистав пожелтевшие страницы, я не нашла ни одного анонима, который понятие счастья соотнес бы с деньгами. Конечно, детям не положено и задумываться о столь «взрослых» вещах, но все же: взрослые получаются из детей.
В чем только мы не видели свое счастье: в хороших оценках, в том, чтобы родители разрешили завести собаку или «скорей бы наступил новый год!». Но чаще всего на этот программный вопрос отвечали: счастье – это когда тебя любят и понимают, очевидно, связывая состояние душевного комфорта и благополучия с необходимостью быть окруженными родными и близкими людьми, друзьями.
Сегодня на родных и близких, не говоря уже о друзьях, у нас не хватает времени. И это – еще один парадокс современного бытия. Казалось бы, технический прогресс должен был уже полностью освободить нас от лишних забот. Только одна бытовая техника подарила нам немало часов, стирая, моя и убирая за нас. Ушли в прошлое многочасовые очереди в магазинах, трудности, связанные с «добычей» предметов самой первой необходимости. Но времени, почему-то, больше не стало. Даже книги, как показывают все те же социологические опросы, читать некогда. Может быть, для счастья просто не осталось времени?
Исследования общественного мнения на данную тему ВЦИОМ проводит давно и с завидной регулярностью (примерно один раз в полгода). По особой методике полученные ответы переводятся в цифровые значения, и определяется, так называемый, индекс счастья. Если в марте 2008 года он находился на отметке в 62 пункта, то сегодня – его показатель опустился до 41. Однако, есть все основания полагать, что следующее исследование даст более оптимистичный результат. По крайней мере, если по-прежнему связывать счастье с материальным благополучием. Ведь, как известно, государство поставило четкую цель: в грядущем году серьезно увеличить наш уровень доходов.