Самое обидное в том, что заранее предсказать, получится ли попасть на работу вовремя, нет никакой возможности, если только не выезжать в семь утра, чтобы уж наверняка добраться к девяти ноль-ноль. Надеюсь, правда, что это – крайняя мера, до которой дело все-таки не дойдет. Между тем, практика последних недель свидетельствует: в «пробке» на Северной окружной мы более-менее движемся, если только водитель едет... по обочине. Да, при этом слегка потряхивает: все-таки не по асфальту катимся. И в окно иногда смотреть не очень хочется: вид не обнадеживает. Но, повторюсь, нарушение водителем правил – практически единственная возможность в «час пик» ехать, а не стоять.
Преодолевая длинный путь, водители маршруток и коммерческих автобусов искусно лавируют, меняя полосы движения, проезжают через автозаправки. И даже пробуют «проскочить» побыстрее через Борки, как вчера утром решил водитель нашей маршрутки. Это, впрочем, не спасло: мы застряли на выезде из Борок и все равно довольно долго стояли.
По утрам все торопятся, никому не хочется опаздывать, а приходится, поэтому атмосфера в салоне автобуса бывает накалена до предела. Не дай бог, кого-нибудь случайно толкнуть (в тесноте) или даже задеть – в ответ услышишь много чего. Настроение, мягко говоря, портится... И выйти нельзя, чтобы хотя бы по «кусочку» обочины идти пешком в сторону центра – обочины превратились в сплошные ледовые дорожки. Впрочем, сплошной лед вместо асфальта в последние дни и во дворах, и на тротуарах даже центра Рязани. Пройти и не упасть становится главной задачей рязанских пешеходов, потому что зима опять пришла в областной центр неожиданно.
Знаю, что дорожные жалобы – дело пустое, поэтому перехожу к предложениям. Когда утром поневоле смотришь в окно автобуса или маршрутки, замечаешь, что большинство, – процентов 70, а то и 80, – водителей на личных авто едут на работу в одиночестве. Может быть, пора у нас, как в США, например, попробовать применить использование автомобиля для подвоза других людей? Почему бы и нет, ведь в этом случае пробок будет меньше. Конечно, выделять специальную полосу, по которой запретить ездить водителю в одиночку, может, и не получится, но с чего-то надо начинать.
Дальше. Пик нагрузок на городские дороги приходится на время с 8 до 9 часов утра. Так, может, работодателям рассмотреть возможность сделать рабочий график более гибким для своих сотрудников, организовать работу посменно, либо сдвинуть начало рабочего дня вперед или назад на час-полтора? А если получится, то и организовать работу сотрудников через Интернет, он-лайн. Это не такие неосуществимые шаги, как может показаться на первый взгляд.
Спорное предложение активнее развивать систему общественного транспорта, закупать автобусы большей, чем ПАЗики и ГАЗели, вместимости тоже можно обсуждать и выходить на конкретное решение. Еще одна идея по оптимизации движения – включать в работу полосы встречного направления (крайние левые), если пробки с одной стороны, как в случае с Северной окружной. Требуется, правда, установить специальные, реверсивные, светофоры. Но решение проблем дорожных пробок в любом варианте затратно. Строить платные дороги, дороги-дублеры, надземные и подземные переходы дорого, но необходимо. Решению всего комплекса дорожных проблем будет, безусловно, способствовать создание регионального дорожного фонда. По предварительным расчетам специалистов профильных ведомств, на его средства дороги области приведут в нормативное состояние за три года.
Сказать, как скоро удастся избавиться от дорожных проблем в России, сегодня, пожалуй, не возьмется никто. Справедливо сошлются на общемировой характер этих проблем и объективные сложности в их решении. А вот Александр Сергеевич Пушкин в «Евгении Онегине» дал свой прогноз: «Когда благому просвещенью отдвинем более границ, со временем (по расчисленью философических таблиц, лет чрез пятьсот) дороги, верно, у нас изменятся безмерно: шоссе Россию здесь и тут, соединив, пересекут...»
Неужели великий поэт, как обычно, окажется прав?