Между прочим, "молочный напиток" так и не появился на прилавках. Нередко покупатели спрашивают: что стали продавать только натуральное молоко или производители по-прежнему скрывают истину? Куда же в таком случае идет сухое молоко, которое в летний сезон производится на наших заводах и еще в большем количестве ввозится из-за рубежа?
В отделе пищевой и перерабатывающей промышленности регионального министерства сельского хозяйства и продовольствия области пояснили, что в нашей области достаточно натурального молочного сырья для производства питьевого молока, творога, сметаны. Сухое молоко может быть использовано для приготовления тех молочных продуктов, где это предусматривается Техническим регламентом и о чем в обязательном порядке производители извещают покупателей на этикетках.
Действительно, если рассмотреть внимательнее обильный молочный прилавок, там можно найти немало изделий, на которых написано: "молочный продукт". Как правило, это действительно привозная продукция, которая и стоит несколько дешевле приготовленной из натурального коровьего молока.
На каждый из этих продуктов есть свой покупатель: кого-то устраивает более низкая цена и вовсе не смущает использование при изготовлении продукта сухого молока, а кто-то вообще не интересуется составом молочного изделия – было бы вкусно.
Вполне, наверное, можно сказать, что введение Технического регламента упорядочило работу и переработчиков молока, и поставщиков сырья, внесло в нее ясность и прозрачность, а покупатели стали более осведомлены о тех продуктах, которые покупают.
Но между тем не так-то все здесь просто, как кажется на первый взгляд. Совсем недавно в комитете Госдумы по аграрным вопросам состоялось очень бурное обсуждение законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". Поправки подготовили специалисты министерства сельского хозяйства и ученые НИИ молочной промышленности. Внесение поправок в принятые ранее документы само по себе дело обыденное: применение его на практике выявило слабые стороны, что-то требовало изменений, уточнений. Таких поправок было предложено для обсуждения более сорока. Как проинформировал на недавнем совещании работников молочной перерабатывающей отрасли заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия области Юрий Федорович Оводков, поправки коснулись корректировки редакций и дополнений основных понятий молока и молочных продуктов, устранения технических ошибок и недочетов, допущенных в отношении содержания микроорганизмов в готовом продукте, кислотности творога и так далее. Несколько изменились требования и к качеству сырья. Так, для молока высшего сорта в два раза увеличен допустимый уровень соматических клеток. Увеличено также время хранения сырого молока для сельхозпроизводителей (с учетом перевозки) с 24 до 36 часов. Разрешается теперь реализация сырого молока не только на сельскохозяйственных рынках, но и в специально отведенных местах из молочных цистерн.
В целях исключения фальсификации сухой сывороткой, белками немолочного происхождения ужесточены требования к содержанию белка в сухом молоке, в твороге. И еще ряд поправок. Но не они вызвали споры. Интересы производителей цельного молока и переработчиков столкнулись опять-таки на применении сухого молока. "Молочный напиток", если и появился где на первых порах на прилавках, не нашел спроса: покупатели его игнорировали. Это, конечно, не значит, что недобросовестные производители перестали его использовать именно при производстве питьевого молока: методик и правил обнаружения в нем сухого молока нет. А то, что оно используется, подтверждают косвенные данные. Когда было введено ограничение на ввоз в страну сухого молока, сразу поднялся спрос на цельное молоко и вместе с тем – закупочные цены, которые были до этого ниже себестоимости.
О том, что больше половины молока, которое продается в России, производится с использованием сухого молока, заявила на международной конференции сельхозпроизводителей и поставщиков средств производства и услуг для аграрного сектора в Москве ведущий эксперт института конъюнктуры Аграрного рынка Татьяна Рыбалова. Требование Техрегламента именовать разведенный порошок молочным напитком было продиктовано не только необходимостью поставить в известность покупателей, за что он платит деньги, но и желанием цивилизованно склонить переработчиков к выпуску высококачественной продукции из отечественного натурального сырья. Но сверхприбыли корпораций, контролирующих молочный рынок, – видимо, более сильный аргумент, чем сохранение молочного стада страны. На обсуждении поправок в аграрном Комитете Госдумы теперь шло сражение за введение понятия "восстановленное молоко". При этом шла ссылка на европейские стандарты. И опять за интересы аграриев сражался Национальный союз производителей молока. И Министерство сельского хозяйства России также выступило за сохранение термина "молочный напиток", которое также сочло преждевременным менять этот термин на "молоко восстановленное". Одобрив другие поправки в Технический регламент, Комитет Госдумы по агарным вопросам обсуждение вопроса о замене одного названия продукта из сухого молока на другое отложил – на неопределенное время.
Несомненно, в выигрыше от этого будут производители цельного молока, покупатели. Но и добросовестные переработчики не в накладе: им будет гарантировано отечественное высококачественное сырье.