01:55 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2866

Передумать за 30 секунд

Так уж устроен человек, что всякий раз ему приходится мучительно соображать, что такое хорошо и что такое плохо. А если однозначного ответа не получается, тогда как?

Недавно в Сочи появился первый в стране бэби-бокс. Это такой ящичек для новорожденных, куда мама может положить своего ребенка, закрыть дверцу и больше о нем не вспоминать. Специальный сигнал оповестит дежурного по больнице или социальному учреждению, младенца заберут, осмотрят, окажут медицинскую помощь, присвоят статус найденыша и поместят в дом ребенка. Инкубатор оборудован кроватью-колыбелью, системой обогрева, вентиляции и освещения. Но гуманность бэби-боксов не только в этом. Их наличие, по мнению инициаторов нововведения, должно спасти не одну жизнь появившегося на свет маленького человека. Потому что бывают такие мамы, которые избавляются от новорожденных гораздо менее цивилизованными способами, например… выбрасывают их на помойку. Скажем, в Пермском крае, где хотят внедрить новацию, по данным местного ГУВД, только в течение 2011 года было найдено 7 трупов новорожденных. Спасительные ящички собираются установить в Новороссийске, Армавире, Санкт-Петербурге. Администрация Краснодарского края закупила их в количестве пяти штук у чешских производителей.

В русском языке своего имени изобретению пока не нашлось, что лишний раз подчеркивает его иноземное происхождение. Говорят, десять лет назад такие контейнеры появились в Германии. И чтобы подчеркнуть их гуманность, название дали веселенькое: бэби-бокс звучит как киндер-сюрприз.

Проект сразу же разделил неравнодушных к нему людей на сторонников и противников. Высказывались мнения, что бэби-боксы – это только первый шаг, чтобы сделать детей счастливыми. А председатель Российского детского фонда, писатель Альберт Лиханов видит в них – ни много ни мало – открытие врат в ад…

Нет, с точки зрения спасения человеческих жизней, затея прекрасная. Поэтому вслед за многочисленными детскими омбудсменами хочется ее горячо поддержать. Только шевелится в душе какое-то сомнение, недоброе предчувствие, уносящее в сложные размышления о судьбах нашей цивилизации. Да, да, такие времена пошли, без философии – ну никак не получается.

Недавно по Первому каналу показали нашумевший фильм Андрея Звягинцева «Елена», взявший не один приз на различных фестивалях. Меня больше всего поразило в нем одно: с каким хладнокровием, леденящим душу спокойствием отправила своего супруга в мир иной героиня фильма. Он инфарктник, оставил все свое состояние дочери, а у жены проблемный сын от другого брака, семье которого нужны деньги. Пока нотариус завещание не заверил, супруга нужно срочно отравить. И героиня открывает медицинский справочник, находит лекарства, имеющие противопоказания для инфарктников, дает мужу смертельные таблетки на ночь…

Падающего – подтолкни. Убей старика-процентщика и возьми деньги. Казалось бы – страсти шекспировского накала и глубины Достоевского. Но в наш век хронической усталости герои предпочитают не мучиться. Они не стенают, не заламывают руки, не изводят себя проклятыми вопросами. Они все делают без криков и экзальтации. Тихо. По схеме. С ровным дыханием и благообразным выражением лица. Муки совести остаются уделом неврастеников, быстро теряющих способность идти к поставленной цели.

Сервильная цивилизация делает нас нечувствительными к страданиям? Наверное, в этом есть доля истины. Комфорт превыше всего, а для неправедных и постыдных явлений услужливо выдумываются все новые средства социальной анестезии.

Каких младенцев несут в бэби-боксы? Думаете, больных, с отклонениями? Нет, чаще всего, по статистике (пока довольно скупой) – здоровых малышей, да еще прилагают смену белья, пакет памперсов. Это как запасные батарейки к фотоаппарату, канистра бензина в багажнике перед дальней дорогой. Все обдумать, предусмотреть, чтобы не поколебать привычного комфорта.

Одно из описываемых в аннотациях преимуществ бэби-боксов – простота. Для того, чтобы отказаться от ребенка в роддоме, нужно пройти ряд процедур, общаться с персоналом, смотреть в глаза. Здесь же полная анонимность. Никаких камер слежения. Только положить ребенка в инкубатор. Через полминуты дверка с улицы автоматически блокируется, тридцать секунд есть у мамы на размышление. Потом щелчок и – расставание навсегда. Передумать спустя год и прибежать в детдом в покаянных слезах у родительницы не получится, ребенок неопознаваем. Это спасенная жизнь и сиротство навсегда. Лаконичное решение между добром и злом. И ходят мимо люди, которые ни холодны, ни горячи…

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 222 (4025) от 25 ноября 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
День единства на Бородинском поле
Рязанская школьница стала лауреатом Международного конкурса «Гренадеры, вперед!»
Очень нужная дорога
«Начиная с весны этого года, в поле над Окой в районе рыбновского села Новоселки идет активное строительство дороги. Для чего она строится, какой будет – хотелось бы получить ответ ...
Читайте в этом номере: