01:57 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2803

Стала щитом Москвы

Рязань достойна звания города ратной славы

Осенью 1941 года смертельная опасность нависла над столицей нашей Родины. Немецко-фашистская армия оказалась у её стен. В преддверии суровой русской зимы враг спешил овладеть Москвой и тем самым решить исход «молниеносной войны». Встретив упорное сопротивление на центральном направлении, гитлеровцы пытались осуществить прорыв через Тулу, Каширу и Рязань.

В то время на рязанском направлении в обширной полосе от Зарайска до Скопина и южнее, то есть на фронте протяжённостью более 120 километров, не было советских войск. Фронт был полностью открыт. Танковая армия генерал-полковника Гудериана перерезала железнодорожную и шоссейную магистрали, связывающие Тулу и Москву. Немцы вошли в Рязанскую область, захватили Михайлов, Милославское, Скопин, Захарово.

Рязань стала важнейшим опорным пунктом обороны на подступах к Москве.

Не забыть нам суровую осень…

В памяти участников обороны Рязани сохранились не только основные военные эпизоды той поры, но и значимые даты, многие детали жизни города. Позже они дополнились ценной информацией из воспоминаний маршала Г.К. Жукова, генерала Ф.И. Голикова, других историко-мемуарных публикаций.

26 октября 41-го был создан городской комитет обороны, в руки которого передавалась вся военная и гражданская власть. На первом же заседании рассматривались очередные меры по строительству оборонительных сооружений в городе и его окрестностях. Нужно сказать, что эта работа велась и раньше, сразу же после объявления области на военном положении. В городе создавались отряды ополчения, а в районах – партизанские отряды. В октябре был сформирован Рязанский добровольческий полк. Город в короткий срок превратился в хорошо укрепленный форпост. Рязанцы готовились защищать его «мужественно, стойко, как героически защищают трудящиеся Москву и Ленинград».

20 ноября в Рязани был введен комендантский час, а 27-го – осадное положение...

Тревожные сообщения поступали из районов области. У деревни Попадьино немецкие мотоциклисты догнали машину, расстреляли ехавших в ней начальника райотдела милиции Усачева, девушку – сельского врача, милиционера. По счастливой случайности остался жив, получив ранение, секретарь райкома Николай Иванович Шалаев.

Враг находился в 30 километрах от Рязани. На защиту родного города поднялось все население. После работы на фабриках, заводах, транспорте, в учреждениях и в воскресные дни горожане рыли противотанковые рвы, устанавливали рогатки, надолбы, огневые точки. Из коммунистов и комсомольцев были созданы 23 отряда истребителей танков.

Героически трудились железнодорожники, обеспечивая продвижение воинских эшелонов. В то время рязанская дорога, подобно кровеносному сосуду, питала столицу всем необходимым для её обороны, снабжения армии и горожан. Из Москвы шли составы с оборудованием эвакуируемых на Урал и в Сибирь заводов.

Но были и «поезда спасения». К 10 июля 1941 года из Москвы прибыло 61080 детей и 4549 человек обслуживающего персонала, а также 1170 жен и детей мужей и отцов, призванных в ряды РККА. Детей разместили в санаториях, домах отдыха, клубах, избах-читальнях, в свободных домах колхозников – всего в 6470 населенных пунктах. Для них открыли 420 столовых, предоставили 750 бань, 3730 коек и изготовили 30 тысяч топчанов. Был организован сбор теплых вещей, детской одежды, постельного белья. Колхозы выделили средства на строительство детских домов, интернатов. Комсомол дополнительно направил в школьные учреждения воспитателей... В госбанке открыли специальный счет для перечисления средств в фонд помощи детям-сиротам.

Маленьким переселенцам нужна была не только крыша над головой, но и родительская теплота и ласка. В комиссиях по устройству детей рассматривались тысячи заявлений рязанцев с просьбой отдать им на воспитание осиротевших ребят. Многие из них находили новые семьи.

Несколько позже наш город также тепло принимал детей Ленинграда.

«Прошу отправить на фронт...»

По сообщениям прессы того времени, только в первые дни войны свыше 15 тысяч рязанских парней и девушек подали заявления с просьбой направить их на фронт. Брали не всех – только призывного возраста. Остальные вступали в отряды ополченцев, на подготовительные курсы. Триста добровольцев подали заявления в депо Рязань-1 и Рязань-2. Среди них Иван Иванович Суляев – 55 лет. Александр Иванович Денисов написал в заявлении так: «Мне 59 лет. В грозном восемнадцатом водил бронепоезда. Не могу оставаться в стороне от борьбы с врагом сейчас. Мой сын – военный летчик, громит фашистов на фронте. Прошу и меня зачислить в ряды ополчения».

Участница войны Нина Васильевна Маликова вспоминала, с каким трудом пришлось пробиваться на фронт. Даже от родителей скрывали, что идут в армию добровольно. «Мои близкие узнали об этом из передачи Рязанского радио. И очень расстроились. Дело в том, что я была не совсем здорова. В школе даже освободили от экзаменов, поэтому отец, бывший фронтовик Первой мировой войны, понимал, что меня ожидает. Переживал до слез. Но иначе мы не могли поступить. Он сам – старый большевик, воспитывал нас в духе патриотизма. А на фронте я забыла о всех болезнях. Участвовала в Курской битве, освобождении Польши. Победу встретила в Берлине».

Расскажу ещё об одной девушке из Рязанского добровольческого полка – Елизавете Колупаевой. Окончив семилетку, работала в типографии. Затем курсы медсестёр, и в октябре 1941 года уже была в составе рабочего полка, в роте сан-
дружинниц. Вместе с бойцами держала оборону у села Захарово. После расформирования полка вступила в 149-ю стрелковую дивизию, с которой прошла большой боевой путь. На счету Лизы Колупаевой много спасенных бойцов. Между прочим, именно она вытащила на плащ-палатке с поля боя раненого старшего лейтенанта Георгия Хоецяна. Рязанцы старшего поколения его помнят и почитают. Мало того, что он хорошо воевал, он был любимцем футбольных болельщиков. После войны мастер спорта Хоецян играл центральным нападающим в рязанском «Спартаке», был в свое время председателем областного комитета физкультуры и спорта… Лиза вынесла на своих руках 60 раненых солдат и офицеров. И сама в одном из боев, получив ранение, не ушла с поля боя. Награждена боевым орденом Красного Знамени.

Победа была общей

Созданный в октябре добровольческий рабочий полк возглавил участник гражданской войны, старший следователь областной прокуратуры И.Н. Ромадин, начальником штаба стал Д.И. Харламов. В полку насчитывалось около двух тысяч человек.

В короткий срок полк получил необходимое вооружение и снаряжение. Железнодорожники построили для него бронепоезд, рабочие завода «Рязсельмаш» изготовили тысячи противотанковых гранат. Работницы швейных мастерских пошили белье и полевые сумки. Полку были приданы две батареи артиллерии, батальон аэродромного обслуживания и два звена самолетов, так называемых «кукурузников».

После необходимой боевой подготовки подразделения полка заняли оборонительные позиции в 25-30 километрах от Рязани. Один батальон был выдвинут в район с. Алексеевка Рязанского района для защиты города со стороны Ряжска и Пронска. Другой – на позиции Сысоево-Мушковатово для отражения противника со стороны Михайлова. Там, на захаровском направлении, произошел первый бой. Одно из подразделений полка атаковало передовой отряд нем-цев. Третий резервный батальон оставался в Рязани.

Батальон под командованием Печнина, в который зачислили и меня, вначале занимался боевой подготовкой в аудиториях и на полигоне пехотного училища, к тому времени эвакуированного из Рязани. Но, кроме этого, мы вели круглосуточное патрулирование. Город находился на осадном положении, с комендантским часом, режимом повышенной бдительности. Нередко случалось задерживать подозрительных лиц. Город был разделен на десять оборонительных участков. Шла подготовка к уличным боям. Наиболее опасными и вероятными для вражеского нападения считались участки у моста через реку Павловка, на Московском шоссе и в юго-западной части города. Там проходил глубокий противотанковый ров, установлены надолбы и «ежи».

Наш батальон участвовал в ликвидации последствий бомбежек, которые были частыми, в тушении пожаров. Всего на Рязань было совершено 18 налетов вражеской авиации и сброшено более трехсот авиабомб. Но все попытки сжечь и разрушить город, его важнейшие объекты не дали результатов во многом благодаря бойцам 291-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, который заступил на защиту города с 15 октября 1941 года. Его батареи располагались в районах Кремлевского вала, Дашково-Песочни, Горрощи и Канищева.

К моменту объявления осадного положения в городе было очень мало воинских частей: батальон курсантов Владимирского пехотного училища, авиадесантный батальон и танковый батальон (14 легких танков). И всё. Это и к ним относились призывные слова передовой статьи областной газеты «Сталинское знамя» от 3 декабря 1941 года: «Не пропустите врага! Истребить его на подступах к Рязани. Нет сейчас для нас, непосредственных участников обороны столицы, более ответственной и почетной задачи, чем эта задача». И рязанцы всё делали для того, чтобы обезопасить Москву с юга. Подразделения Рязанского рабочего полка совместно с командами от воинских частей гарнизона, когда противник занял город Михайлов, были выдвинуты навстречу врагу, где своими действиями задержали продвижение немецко-фашистских войск в Рязань.

В конце ноября в город стали прибывать войска 10-й армии под командованием генерал-лейтенанта Ф.И. Голикова. Они повели наступление на Михайлов, и 7 декабря его освободили, а к 10 декабря уже были очищены от фашистов все районы области. По существу, с Михайлова и Скопина начался откат немецкой армии, освобождение оккупированной территории Советского Союза.

За какой-то месяц немецкие оккупанты причинили много горя и вреда рязанцам в районах области. Они разрушили немало больниц, школ, жилых домов, учреждений культуры. Гитлеровцы грабили все, что могли, расстреливали советских людей. Да и в Рязани потери от бомбежек были ощутимы.

Есть предложение

С 2 января 1942 года было снято осадное положение в Рязани, 7 января завершилось контрнаступление наших войск под Москвой. Это была победа – настоящая, блистательная. «Войска Красной Армии, – говорится во Всероссийской Книге памяти, – впервые во Второй мировой войне остановили, а затем нанесли крупные поражения дотоле считавшейся непобедимой германской армии и, отбросив ее от Москвы на 100-250 километров, сняли угрозу советской столице и Московскому промышленному району».

И вот вопрос: не пора ли, в связи с 70-летием разгрома немцев под Москвой, войти в органы федеральной власти с предложением о присвоении Рязани звания города ратной славы России? Ведь не только в годы Великой Отечественной – испокон веков Рязань, рязанцы, ещё с топором и мечом, мужественно защищали государство Российское, его столицу. Дело за депутатами всех уровней, законодательными и исполнительными органами власти.

Анатолий Прокофьев,

участник Великой Отечественной войны, 
бывший боец Рязанского добровольческого
рабочего полка,
Почётный гражданин Рязанской области
и города Рязани, 
Почётный ветеран Москвы.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 222 (4025) от 25 ноября 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Очень нужная дорога
«Начиная с весны этого года, в поле над Окой в районе рыбновского села Новоселки идет активное строительство дороги. Для чего она строится, какой будет – хотелось бы получить ответ ...
Региональный заказ на пригородные электрички сокращается?
Сохранение этого вида транспорта в объемах, необходимых пассажиру, зависит от заказа, который сделают регионы железнодорожникам
Валентина Севостьянова
Читайте в этом номере: