На Московской железной дороге – филиале ОАО «РЖД» сформирован межрегиональный координационный совет, главной задачей которого является координация взаимодействия участников перевозочного процесса для обеспечения своевременного вывоза продукции предприятий.
С 1 июля текущего года у ОАО «РЖД» нет в собственности инвентарных вагонов. Задача железной дороги, не имеющей больше своего подвижного состава, — привезти вагоны на нужную станцию согласно договорам, заключенным между грузоотправителями и операторами. То есть владелец инфраструктуры – ОАО «РЖД» – принимает вагон по оформленным документам и доставляет его на станцию назначения, при этом подвижной состав является собственностью коммерческих компаний и находится в управлении компаний-операторов, которые самостоятельно договариваются с грузоотправителями о перевозке грузов на основе рыночных принципов. В этом сегменте перевозок работают свыше 1800 частных компаний-операторов.
Стремление к получению максимальной прибыли и при этом зачастую несоблюдение технологических принципов функционирования железнодорожного транспорта летом 2011 года привели к значительному снижению пропускной способности железнодорожной инфраструктуры и скоплению большого рабочего парка вагонов на станциях. Для решения этой проблемы железнодорожниками были приняты меры: инициировано обращение в Правительство РФ по изменению законодательной и нормативной базы, регулирующей взаимоотношения владельца инфраструктуры (ОАО «РЖД»), грузоотправителей и компаний операторов-перевозчиков. Были задействованы специальные технологии организации перевозок и обработки грузов, позволившие нормализовать работу станций.
Следующим системным шагом стало решение президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина о создании на сети железных дорог координационных советов. Центральный межрегиональный совет возглавил начальник Московской железной дороги Владимир Молдавер. Разработано положение о совете, сформирован его состав, в который вошли представители органов региональной власти, территориальных надзорных органов, руководители промышленных предприятий, предприниматели, являющиеся грузоотправителями и перевозчиками столичной магистрали. В совете работают первые лица Дирекций МЖД (управления движением, тяги, инфраструктуры, ЦФТО и др.).
Для гарантированного удовлетворения спроса грузоотправителей на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом и своевременного обеспечения грузоотправителей подвижным составом координационный совет должен осуществлять мониторинг обеспечения вывоза готовой продукции промышленных предприятий и грузов среднего и малого бизнеса. Члены совета взаимодействуют с участниками перевозочного процесса, органами исполнительной власти субъектов, надзорными органами и совместно разрабатывают предложения по решению вопросов, связанных с обеспечением грузоотправителей подвижным составом. Среди функций совета – подготовка предложений по совершенствованию технологии управления вагонными парками различных собственников, по решению спорных вопросов, возникающих при осуществлении грузоперевозок, анализ деятельности компаний – владельцев примыкающих к инфраструктуре железнодорожных путей необщего пользования в части влияния на обеспечение вывоза продукции грузоотправителей и обоснованности стоимости их услуг. Заседания совета будут проводиться по мере необходимости для решения актуальных вопросов.