В программе нынешнего форума было заявлено несколько докладов от представителей учащейся молодежи. Необычную тему вынес на обсуждение студент Михаил Савотиков. Название его выступления звучало так: «Молодежь и культура: экзистенциальный голод или потребительская тошнота?»
Когда молодые говорят о проблемах поколения, к которому сами принадлежат, это вызывает, как минимум, повышенный интерес. А здесь еще добавляется интрига. Помните, в 60-е годы прошлого века моден был спор физиков и лириков? Что-то подобное, но на новом витке происходит и сегодня – правда, с существенной разницей: физики все чаще говорят о том, сколь значительна роль образования и культуры в обществе. Без них внутренний мир молодежи рассыпается на части. Михаил Савотиков – как раз типичный физик – учится на 4-м курсе физмата РГУ. Сегодня на страницах «РВ» он рассуждает о культурных ценностях современной молодежи. Ему слово:
– Молодёжью принято называть поколение, родившееся во второй половине 80-х – первой половине 90-х, – то есть тех, кому сейчас примерно 16-26 лет. Им (то есть нам) довелось расти и взрослеть в эпоху серьёзных социально-политических перемен. К тому моменту, когда современный молодой человек входит в условно сознательный возраст (18-20 лет), оказывается, что у него, в принципе, всё есть, он всем обеспечен. У него есть все возможности: учиться, отдыхать, развлекаться, заниматься творчеством и самореализовываться, одеваться по своему вкусу. Рассказы родителей о том, что когда-то многие вещи были в дефиците, ему совершенно непонятны; и он прав в том смысле, что XXI век устанавливает совершенно другие законы существования, другие правила игры. Вместе с тем, изменения в структуре потребления практически не затрагивают духовную и интеллектуальную сферу жизни молодёжи, а точнее, отодвигают её на второй план – и это серьёзная проблема.
Когда мир вокруг тебя ежедневно кипит событиями – сможешь ли ты почувствовать, что в нём чего-то не хватает? Когда ты ни в чём серьёзно не нуждаешься материально – чего тебе ещё желать? Наверное, нет ничего плохого в неограниченном доступе к предметам потребления (информации и вещам, которые можно купить), но только в том случае, если человек может с этим справляться, использовать такие возможности разумно и рационально – а многие ли из нас могут сказать такое о себе?
Немыслимая свобода выбора приводит к тому, что человеку становится очень сложно сделать этот выбор, и в таком процессе работает только описанный Виктором Пелевиным «wow-фактор» – то есть нечто, само привлекающее внимание человека и провоцирующее потребление.
Растущее многообразие мира и кажущаяся насыщенность жизни влекут за собой состояние пресыщения, когда человек «перекормлен» и больше ничего не хочет. Причём, всё происходит так, что самостоятельно удовлетворить возникшее чувство голода человек не успевает – мир «кормит» его сам. Этот процесс можно наблюдать, например, в социальных сетях, которые стали неотъемлемой частью жизни молодёжи. С развитием веб-технологий социальные сети обзавелись огромным количеством функций и стали вмещать в себя всё, что только можно захотеть. Там можно не только общаться, но и играть в игры, обмениваться файлами, смотреть кино, слушать музыку, подписываться на ленты новостей; всё это – в «шаговой» доступности. С одной стороны, это подчёркивает разнообразие интересов молодого человека, с другой – сужает это разнообразие до размеров одной веб-страницы. Но человек, привыкший к тому, что информация приходит к нему сама, к активному потреблению оказывается не готов. Так в потреблении возникает неизбежный дисбаланс в сторону того, что воспринимается проще, удобней и быстрее, в ущерб тому, что требует каких-то усилий. Этим, на мой взгляд, объясняется снижение творческой и духовной активности молодёжи.
У известного писателя и публициста Захара Прилепина есть эссе под названием «Молодёжь к выходу на пенсию готова». «Основная часть молодёжи уже сейчас готова отправиться на пенсию: то есть либо выключить себя из реальных политических и культурных процессов, либо встроиться в них на изначально определенные, скучные роли, – пишет Прилепин. – Несмотря на все свои улыбки и пляски, современное юношество лишено глубинного, оптимистического романтизма начисто: они твёрдо уверены, что мир не изменить, и даже не стоит пытаться». Выходит, что сложившаяся среда порождает перманентное состояние пресыщения, а оно в свою очередь выливается в общую пассивность и конформизм, то есть проблема ещё серьёзнее, чем кажется на первый взгляд.
Механизм потребления, да и вообще любые отношения человека с миром всегда лежали между двух пограничных состояний, двух крайностей – голода и тошноты. Например, голоду посвящена одноимённая книга К. Гамсуна, тошноте – книга Ж.-П. Сартра. В них авторы исследуют и описывают психологические и философские основы этих явлений. Оба эти романа актуальны и в наше время; но если экзистенциальная тошнота сменяется потребительской тошнотой, то может ли стать потребительский голод голодом экзистенциальным? Каким должен быть стимул к доминированию духовных потребностей над материальными или хотя бы к появлению духовных потребностей? Откуда такой стимул может взяться? Многое зависит от двух вещей: влияния государственной политики в отношении культуры и моды. Первое при нынешнем положении дел с трудом представляется возможным; второе, очевидно, вещь временная и непостоянная. И вообще – ждать, что ситуация изменится сама собой, было бы очень наивно.
Единственная возможность как-то влиять на ситуацию – это брать её в свои руки и делать это немедленно. Ответственность за это несут все: родители, педагоги, люди, работающие в сфере искусства и культуры, правительство, общественные организации – и в первую очередь, конечно, сама молодёжь. В этом плане также очень важна роль СМИ, старых и новых медиа, – роль толчка для развития, катализатора, и, конечно, роль площадки, среды для ведения такого диалога. Наша культура – наше личное дело.
Михаил Савотиков,
студент физмата РГУ