22:25 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
2538

Шаг к исправлению

Его помогает сделать Центр временной изоляции несовершеннолетних преступников

Когда в семье случается беда, в первую очередь страдают от этого дети. Потеряв веру в родных и близких, они начинают искать понимания и поддержки на улице. Часто такое решение становится первым шагом к криминальному будущему.

Кто сюда попадает?

Центр временной изоляции несовершеннолетних преступников (ЦВИНП) – учреждение, в котором дети, попавшие в криминальный переплет, находятся недолго. Центр может принять всего 25 человек. Однако и такой наполняемости в ЦВИНПе нет: слишком уж узка специализация учреждения. Попадают сюда только по решению суда. Категорий детей, которых могут направить в ЦВИНП, всего шесть. К первой относятся дети, направляемые впоследствии в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, ко второй – временно ожидающие рассмотрения суда по вопросу о помещении в спецучилища или спецшколы. В третью категорию входят дети, самовольно покинувшие закрытое воспитательное учреждение, иными словами, беглецы. Четвертая, пятая и шестая категории «цвинповских» детей напрямую связаны с преступлением черты закона. Если ребенок совершил общественно опасное деяние до достижения возраста наступления уголовной ответственности (14 и или 16 лет), совершил административное правонарушение в возрасте до (пятая категория) наступления административной ответственности (16 лет) или после, его также направят сюда.

Минимальный срок, на который помещают ребенка в центр, – 48 часов. На этот период помещают детей в возрасте до 16 лет, которые совершили административное правонарушение. По правилам даже на такой срок несовершеннолетних нарушителей могут не задерживать в режимном учреждении, однако только в том случае, если есть возможность передать ребенка законным представителям в течение трех часов, а это не всегда возможно. «Если сотрудники задерживают ребенка в городе Рязани, а проживает он в Касимове, – поясняет руководитель Центра временной изоляции несовершеннолетних преступников Светлана Колова, – родители просто физически не могут за три часа приехать и забрать ребенка. Ведь требуется время для того, чтобы установить личность подростка, составить протокол, разыскать родителей и сообщить о местонахождении сына или дочери, а ведь еще и на дорогу уходит много времени».

В «минимальные» 48 часов сотрудники ЦВИНПа полностью устанавливают данные о подростке, выясняют его жизненные обстоятельства, проверяют наличие родственников. «Часто бывает так, – рассказывает Светлана Колова, – что законный представитель есть, но передать ему ребенка мы не можем по разным причинам (негативное отношение к ребенку в семье, нет условий для нормальной жизни и развития ребенка и т.п.). Тогда к работе подключаются органы опеки и социальной защиты».

Если для юных нарушителей административного законодательства срок задержания минимален, то для других категорий детей срок, согласно решению суда, может быть существенно больше. Максимальное нахождение в ЦВИНПе составляет 45 суток, по истечении его дети идут «своей» дорогой: кого-то доставляют в специализированное учреждение образования, кого-то передают законным представителям, родителям или опекунам.

В центре внимания

Центр временной изоляции несовершеннолетних преступников – учреждение режимное. Каждый день здесь расписан практически по минутам. Соблюдение распорядка дня – вот главное условие для всех несовершеннолетних нарушителей. Подъем, завтрак, обучение, прогулка, все проходит строго по расписанию. В плотном графике есть время на чтение книг о добром и вечном, на хобби и творчество, и даже на просмотр фильмов и передач. Поскольку дети могут находиться в центре довольно долго, для них здесь организуют обучение, программа которого корректируется в зависимости от возраста и интеллектуального уровня ребенка. Учебный класс оборудован всем необходимым, здесь есть необходимые пособия, интерактивная доска, компьютеры с доступом в Интернет, здесь есть и тренажерный зал, и спортивная площадка, комнаты отдыха и приема пищи.

На территории учреждения непривычная взгляду большинства поступающих сюда ребят чистота и порядок. После того, как дети попадают в центр, они сами стараются эту чистоту сохранить. «Мы пытаемся детей научить труду, хотя бы минимальному, – говорит Светлана Колова, – прививаем им любовь к чистоте и порядку». Подопечные сами следят за порядком в комнатах, сами заправляют свои постели. Казалось бы, ерунда, но многие дети, поступающие сюда, и этого делать не умеют.

Выход в город – еще один важный воспитательный момент. В этом году подопечные ЦВИНПа побывали в известных рязанских библиотеках и театрах. «Пока ребенок находится у нас, мы стремимся воспитать в нем мотив к началу новой жизни, стремление стать лучше, – поясняет Светлана Колова, – при этом мы не грозим постоянно пальцем, а пытаемся вытащить его из криминогенной среды, показывая, что есть совершенно другая жизнь и нужно добиваться лучшего».

Жизнь подопечных центра проходит под пристальным вниманием инспекторов и психологов. Попадая в непривычную обстановку, дети ведут себя настороженно, но через несколько дней оттаивают. Порой от ребят инспектора слышат ужасающие откровения. «Иногда дети рассказывают о событиях, свидетелями которых они стали, после проверки одного из таких рассказов сотрудниками полиции было раскрыто жестокое убийство, которое произошло на глазах у 10-летнего мальчика», – вспоминает Светлана Колова. Беседы, в ходе которых дети раскрывают тайны и делятся страхами, помогают психологам центра проводить корректирующую работу с подростками, составлять психологическую характеристику и рекомендации для учреждения, в которое попадет ребенок после ЦВИНПа. «Результаты работы нашего психолога передаются на места, и потом мы ждем ответов о том, как используются наши рекомендации, узнаем, что происходит с ребенком после того, как он покидает стены центра временного пребывания», – говорит Светлана Колова.

Когда ребенка перемещают в ЦВИНП, многие родители воспринимают этот факт как трагедию, а вот дети, пусть и не надолго, попадая в атмосферу доброты и порядка, проникаются уважением и симпатией к тем людям, которые пытаются им помочь. Не случайно дети пишут своим воспитателям письма. В них они делятся самым сокровенным, рассказывают о взаимоотношениях в семье, о том, чем они живут и занимаются, и конечно, обещают больше не преступать черту закона.

По ту сторону

«Здравствуйте, Мария Дмитриевна, – пишет в своем письме одна из воспитанниц ЦВИНПа бывшему воспитателю, – я хожу в школу и учусь на швею. В группе у нас 9 человек, девочки хорошие, добрые... Я часто вспоминаю вас и все то, что вы для меня сделали, и очень скучаю…Я надеюсь, что через три года выйду отсюда (из закрытой спецшколы) хорошим человеком»…

Подобных писем из разных спецучреждений в ЦВИНП приходит не мало, все отправители делятся своими воспоминаниями о жизни в центре, рассказывают о том, что происходит с ними сейчас, и обещают «завязать». И многие обретают надежду на новую жизнь именно здесь.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 230 (4033) от 07 декабря 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Пересечение интересов
Финское оборудование и машины предложили рязанцам
Александр Витухин
Дебют на пятерку
Молодые рязанские педагоги продемонстрировали свое мастерство
Людмила Иванова
Читайте в этом номере: