На этой неделе, не затягивая процесса, премьер Владимир Путин подал в Центризбирком документы для регистрации кандидатом на пост Президента России. А на следующий день, в четверг, Владимир Путин встретился с представителями Общероссийского народного фронта. Ход этой встречи, основные акценты, сделанные на ней, – еще одно свидетельство того, что именно Народному фронту предстоит сыграть решающую роль в предстоящих выборах. А судя по тому, что выборы эти обещают быть непростыми, то и название его вполне соответствует обстановке.
Возглавить избирательный штаб Владимир Путин предложил известному кинорежиссеру Станиславу Говорухину. Предложение – выверенное по всем позициям. У Говорухина практически безупречная репутация. Его фильмы «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Россия, которую мы потеряли», «Ворошиловский стрелок» – говорят не только о профессионализме режиссера, но и о его гражданской позиции. Говорухин, несмотря на славу, не стал барином. Он свой. Народный. И сына не прятал на подмосковных дачах – Сергей, талантливый режиссер, писатель, был на передовой, в самых горячих точках. Потому и не сберег себя.
Не успели, как говорится, огласить имена тех, кто будет работать в избирательном штабе, как в Интернете появились ироничные комментарии: дескать, опять пытаются создать союз «серпа и молота» – военный, учитель, металлург... Похоже, большая армия политтехнологов, кочующих из одной выборной кампании в другую, почувствовала себя не очень уютно от такого ветра перемен. Возможно, учитель и металлург не столь хорошо владеют искусством управлять мотивацией электората, но то, что им более известны насущные проблемы, которыми живут соотечественники, это бесспорно. В 2000 году Владимир Путин пришел в Кремль при поддержке народа. И сегодня он снова обращается к народу.
Другие партии пока только готовятся выдвинуть своих кандидатов на партийных съездах. А «Правое дело», похоже, опять не определится с тем, кому же доверить партийный руль. Так что не исключено еще одно пришествие Михаила Прохорова. Но это уже чисто внутрипартийные дебаты, мало касающиеся народных масс.
Пока мы продолжаем движение по выборной вертикали, Европа на этой неделе встала перед жестким выбором: в каких границах сохранить Европейский союз? Кризис, как в воронку, затягивает экономики еще вчера благополучных стран. Призывы к жесточайшему режиму экономии наталкиваются на непринятие их со стороны гражданского общества. Своим путем преодолевающая кризисные барьеры и в то же время не снижающая уровня социальной защищенности своих граждан, Россия сегодня (как, впрочем, часто бывало в ее истории) кому-то не дает покоя. И нас опять пытаются учить, как нам нужно жить, поступать, голосовать. Все то, что считается в практике международных отношений, мягко говоря, дурным тоном, по отношению к нашей стране можно применять? Вспоминаются слова русского философа Александра Зиновьева, с которым довелось встречаться, брать у него интервью. Он был человеком сложным, но искренне и глубоко любящим свое Отечество. Вернувшись домой после долгих лет эмиграции в конце девяностых, он очень переживал за все, что происходило тогда в стране: «Целились в коммунизм, а попали в Россию», – заметил он тогда с горечью. Как важно, чтобы сегодня, «целясь в выборы», мы опять не попали в Россию (как бы этого кому-то и не хотелось).
На этой неделе исполнилось двадцать лет, как не стало СССР, а первый и последний его президент ушел в отставку. Это двадцатилетие наполнено самыми разными событиями. Мы стали другими. Другой стала страна, в которой мы живем. История, говорят классики, развивается по спирали. Но ведь важно, в какой плоскости – вертикальной или горизонтальной – эта спираль будет находиться.