Долгожданное налоговое послабление отечественному бизнесу будет реализовано с 1 января будущего года. В начале декабря был принят Федеральный закон № 379 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», который снижает ставки страховых взносов с 2012 года в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Общее снижение составит 4% (с 34% до 30%), и произойдет оно лишь за счет сокращения выплат в Пенсионный фонд. Размеры отчислений в ФСС и ФФОМС останутся на прежнем уровне – 2,9 и 5,1 процента соответственно. Необходимость снижать страховые взносы в Правительстве РФ обсуждалась давно, точнее – с самого первого дня, как они были подняты до 34%. Напомним, что произошло это с 1 января текущего года за счет увеличения размера отчислений ПФ и ФФОМС. Уже в июле Президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, назвал тариф в 34% непосильным для предприятий и потребовал рассмотреть возможности его сокращения.
Решение этой задачи было нелегким для Минфина, так как плохо согласовывалось с принятой еще в 2009 году схемой плавного перехода с 2010 по 2019 годы на новые страховые тарифы. Утвержденный в декабре закон вполне можно назвать компромиссным: формальное снижение выполнено, но и социальное обеспечение сограждан не пострадает. Компенсировать недополученные взносы, за счет которых государство выполняет свои социальные обязательства, придется тем предприятиям, которые более благополучны в финансовом отношении и имеют возможность платить своим сотрудникам высокую заработную плату. Так, ФЗ №379 проиндексировал облагаемую страховыми взносами базу каждого работника. Предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы, вырос до 512 тысяч рублей, и там, где сотрудники получают сверх этой суммы, предприятие обязано будет отчислять 10% в Пенсионный фонд.
Эксперты считают, что за счет этой меры дополнительный доход Пенсионного фонда России в 2012 году составит 160 миллиардов рублей, что позволит на 40% компенсировать дефицит Пенсионного фонда, который на следующий год прогнозируется на уровне 400 миллиардов рублей. Но у этой меры есть и обратная сторона: противники нововведений считают, что повышение ставок на большие зарплаты может спровоцировать их увод в тень. Кроме того, они предрекают недолгую жизнь и установленным 30% – предполагается, что уже к 2014 году государству придется вернуться на прежние рубежи в 34%.
Возвращаясь к ожидаемым изменениям, необходимо отметить, что поддержка малого и среднего бизнеса в ФЗ №379 выразилась не только в снижении общей ставки социальных выплат. Закон расширил перечень организаций, имеющих право на льготы при уплате соцналога. В него вошли аптечные организации, выплачивающие единый налог на вмененный доход, некоммерческие организации с широким спектром деятельности (от социального обслуживания до научных исследований), занимающиеся благотворительностью и оказывающие инжиниринговые услуги. Правда, и круг застрахованных лиц, в пользу которых работодатель обязан уплачивать страховые взносы, тоже стал шире – иностранные граждане, имеющие статус временно пребывающих на территории РФ, получили эту преференцию.
точка зрения
Сергей Биричевский,
директор компании «Красная площадь»:
– Снижение ставок страховых взносов, на мой взгляд, не окажет существенного влияния на положение предприятий малого и среднего бизнеса. Действительной поддержкой предпринимательства могло бы стать не понижение выплат в Пенсионный фонд или Фонд социального страхования, а изменения по основным налогам, например, на прибыль или добавленную стоимость. Причем я уверен, если бы это произошло, то и бизнес получил бы определенный стимул к развитию, и поступления в бюджеты заметно увеличились.
Сергей Перимбаев,
генеральный директор компании «Русский крепеж»:
– Я не считаю предпринятые Министерством финансов меры по снижению социальных налогов какой-либо поддержкой отечественному бизнесу. Качественных изменений это не принесет. В сложившихся условиях 4 или 6 процентов по отдельным видам налогов не играют существенной роли. Российская налоговая система сама по себе далека от совершенства. К сожалению, пока никто не занимался ею всерьез. До тех пор, пока не будет изменен подход к налогообложению, серьезных перемен ждать не приходится.
Николай Паротиков,
директор ООО «Лея»:
– Любое снижение налоговых ставок я только приветствую. Однако данные изменения не существенны. Анализируя работу нашего предприятия за последние двадцать лет, я могу сказать, что финансовое бремя на малый бизнес с каждым годом возрастает. Необязательно оно связано с налоговыми выплатами. Например, на мой взгляд, неправильным было решение наделить малый и средний бизнес несвойственными ему функциями. В числе прочего нас обязали вести базы данных, сдавать отчетность в Росфинмониторинг. Это потребовало создания дополнительных рабочих мест, технического обеспечения. Очень остро стоит вопрос с аккредитацией рабочих мест. На фоне всего того, что малый бизнес сегодня должен выполнять, снижение налога с 34 до 30 процентов роли не сыиграет.
Елена Каракуц,
директор кадрового агентства «Профессионал»:
– Несколько лет назад налоговая ставка страховых взносов составляла 14 процентов. Потом ее подняли до 34 процентов, а теперь опустили до 30. Такие изменения не принципиальны. Нужно четко определять приоритетные направления бизнеса, которые получат налоговые льготы, предоставить возможность инвестировать сэкономленные на налогах средства в собственное производство и ввести особый режим налогообложения для микропредприятий.