00:37 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2502

Валерий Иванович, Валерка…

Его творческой площадкой было рязанское краеведение

Готовя на днях номера журнала «Утро» к юбилейной выставке изданий Рязанского отделения Союза российских писателей, я обнаружила в номере за 2005 год повесть Валерия Яковлева «Виват, Франция! Прощай, Париж». Накануне я справлялась о дате выхода повести отдельной книгой, забыв, что прежде она публиковалась в журнале. Сейчас это, пожалуй, самое успешное произведение писателя, известное не только русским, но и французским читателям. А знакомство французских читателей с ним произошло как раз благодаря журналу.

Публикация журнального варианта повести была рекламой будущей книги и в то же время должна была определить читательский интерес к заявленной теме.

Речь в ней шла о военной помощи, которую Россия оказала Франции во время Первой мировой войны. Тогда в России были сформированы и посланы во Францию четыре Особые стрелковые бригады. В одной из них младшим унтер-офицером состоял дед автора Сергей Феоктистович Яковлев.

Обращение Валерия Ивановича к безгонорарному «Утру» не было случайным. Меня, тогда главного редактора журнала, и его связывали многие годы творческого приятельства. А это не так уж часто случается в литературной среде, тем более, когда люди пишущие находятся на одной информационной площадке. Такой площадкой у нас было рязанское краеведение. Из него мы в основном брали темы своих литературных произведений, но никогда при этом не сталкивались лбами. Валерий Иванович не уподоблялся, как некоторые, скупому рыцарю, сидящему на сундуке с драгоценностями, всегда делился сведениями, не боялся конкуренции.

Валерий Яковлев начал писать в областную газету, ещё будучи студентом Рязанского радиоинститута, и, не успев окончить его, в 21 год стал членом Союза журналистов СССР, едва ли не самым молодым в Рязани. Журналисты старшего поколения ласково называли его Валеркой… Так ласково (не уничижительно!) называли его и сотрудники газеты «Рязанский комсомолец», где он позднее работал.

Потом он вернулся к работе инженера. Думаю, не из-за неизбывной любви к технике, а по экономическим соображениям. Труд инженера в 70–80 годы выше оплачивался и был тогда престижным. Заведующая Рязанским отделением издательства «Московский рабочий» С.Д. Цуканова как-то сказала мне: «Не понимаю, почему вы с Яковлевым хотите стать писателями – у вас такая хорошая надёжная профессия». Во многом из-за этой профессии литературные рязанские мэтры относились к начинающему прозаику Яковлеву с пиететом и называли его Валерием Ивановичем.

Тогда он много печатался в областной прессе, в коллективных сборниках. Одна за другой в издательстве «Московский рабочий» выходили его небольшие книги очерков: «Великое постоянство» (1970), «Человек у знамени» (1979), «Отчизны родники живые» (1982). В них он с присущей ему манерой сочетал события далёкого прошлого с событиями настоящего времени, проводил параллели между героями разных веков. И продолжал оставаться для литераторов-земляков пишущим инженером.

Между тем с образованием нового нашего государства отношение к инженерам кардинально изменилось. Коснулись перемены и инженера Яковлева. Он стал получать за свой труд меньше, чем прежде, и порой даже не деньгами. В середине 90-х годов мы неожиданно встретились в вагоне поезда, идущего из Моршанска. Валерий Иванович налаживал на Моршанском камвольном комбинате оборудование и за эту работу получил по бартеру какие-то шапки, которые необходимо было как-то обратить в деньги. Тогда же он посетовал, что затянулась его литературная молодость: его всё никак не примут в Союз писателей России, хотя у него шесть, пусть и небольших, книг и уйма других публикаций.

Задержка же с приёмом Яковлева в Союз писателей объяснялась тем, что в те годы ещё не вошёл в литературу модный ныне жанр, называемый «нон-фикшн» и предполагающий документальную основу произведения. Тогда документальная проза считалась прерогативой журналистики.

В Союз писателей России Валерия Ивановича приняли в 1997 году, после выхода художественного романа «Набег», написанного на историческую тему Яковлевым в соавторстве с П.С. Каданцевым. Спонсорское издание было осуществлено благодаря помощи работника предприятия «Техника-Быт-Сервис» Э.П. Кавуна.

Потом вышли основные его работы: «Шертная грамота» (2001), «Все штурмы были победами» (2003), «Виват, Франция!» (2006). Его исторические очерки печатались в коллективных сборниках, в частности, посвящённых рязанским усадьбам.

Он готовил книгу об участии рязанцев в войне 1812 года, хотел заняться углублённым исследованием рода Семёновых.

В этом, 2011, году мы вместе побывали в селе Срезнево, где похоронен учёный-филолог И.И. Срезневский и находится посвящённый ему музей, и в селе Урусово Липецкой области, на родине поэтессы XIX века Анны Буниной (известный путешественник П.П. Семёнов–Тян-Шанский был её внучатым племянником).

Вскоре после поездки к Яковлеву обратились приехавшие из Франции внучатая племянница Семёнова–Тян-Шанского и её муж В.В. Байдин с предложением принять участие в совместном французско-липецко-рязанском проекте по восстановлению усадеб, принадлежавших некогда славным родам Буниных и Семёновых. Валерий Иванович успел написать очерк о Семёнове–Тян-Шанском. Дальнейшим его планам не суждено было осуществиться.

Это большая потеря не только для его родных и близких, но и для тех рязанцев, которые были или могли стать читателями книг Валерия Яковлева. Ушёл из жизни убеждённый и талантливый просветитель, хороший, доброжелательный человек.

В своей маленькой статье «Яковлев Валерий Иванович» (Рязанская энциклопедия, Справочные материалы. Том XVIII) я приписала к дате его рождения 1.07.1941 скорбные тире и цифры 4.12.2011.

Ирина Красногорская

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 237 (4040) от 16 декабря 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Он был влюблен в жизнь

Углубляясь в творчество

Она творит сказку

Он был влюблен в жизнь
В библиотеке имени Горького состоялся вечер памяти поэта Анатолия Сенина
Вероника Шелякина
Приготовление к счастью
Ученый-физик, уроженец рязанской земли, отдал много лет жизни и труда Московскому государственному университету
Читайте в этом номере: